
V ЧАСТЬ
Прокопий Праведный родом из варягов. Еще в молодости оставил дом, раздав все свое богатство нищим. Пришел в Хутынскую обитель недалеко от Новгорода к Преподобному Варлааму, чтобы посвятить себя Богу. Через некоторое время с благословения игумена он ушел дальше в глухие места, а затем поселился в Великом Устюге, где принимает на себя подвиг юродства, молясь за весь народ. Он молил создателя не только о себе, но и за весь крестьянский люд, за жителей Устюга, о забывших Бога, погруженных в суетность и грехи, за ненавидящих и обижающих его.
Прокопию Праведному однажды было дано откровение свыше о приближающейся опасности для жителей Устюга за грехи их. Святой призывал к покаянию, но люди не придали этому значение. В следующее воскресение над Великим Устюгом началась гроза. Прокопий пламенно молился перед иконой Богородицы. Вскоре гроза утихла, и верст за двадцать от города, разразилась в пустынном месте страшным каменным градом, которым был поломан огромный лес. Устюг был спасен.
На картине мы видим, туча уже надвинулась, первые камни уже лежат. Она должна была побить город, погубить его. Прокопий своими силами и молитвами отвел каменную тучу от его родного города. Сам художник об этом событии писал: «Древнейшие сведения о метеорите, выпавшем в пределах России, относится к 1290 году. По сообщениям современников, падение произошло 25 июня в полдень близ Устюга Великого. Из той каменной тучи, которая угрожала Великому Устюгу полным разрушением, и которая была отведена от города молитвами Святого Прокопия Праведного».

Следующая картина отображает другой подвиг Святого. В последние годы жизни Прокопий Праведный особенно часто поднимался на высокий берег Сухоны и садился на большой камень. Он любил это место и часами следил отсюда за рыбачьими лодками, моля Бога даровать им мирное плавание. Неоднократно он выражал желание быть погребенным под этим камнем. В ночь на 8 июля 1303 года блаженный Прокопий по дороге в Михайловский монастырь ушел из жизни. На заре поднялся сильный ветер, нависли тяжелые черные тучи, стало холодно, и пошел густой снег. Так земля прощалась с Великим подвижником.

Через 11 лет в 1314 году на землю пришел другой подвижник — Сергий Радонежский. При царящей в то время политической и государственной разрозненности, когда Киевской Руси уже не было, сердце Руси — Киево-Печорская лавра была разрушена и Русь уходила на Север, в глухие радонежские леса, в отшельничество отправился Варфоломей, сын ростовского боярина-переселенца. В трудное время загорелся этот великий светильник. Русь приходилось строить заново. И здесь, в радонежских лесах, начинает благодаря Преподобному Сергию биться духовное сердце новой Руси — Троицкая обитель. Сергий был идейным вдохновителем Куликовской битвы, неумолимым врагом княжеских междоусобий. Он мирил князей, сплачивал их против общего врага вокруг молодого московского княжества, предвидя Москву как будущий центр государства российского.

Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине «Сергий строитель» отсутствует та отрешенность и святость, которая имеется в изображениях Нестерова. У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители. Он трудится духовно над построением Руси после разрушительного татарского ига.

На картине Рериха «Святой Сергий Радонежский» он благословляет воинство на смертный бой с врагом, на Куликовскую битву. Он держит в руке храм — символ будущей Руси. Вверху картины Рерих поместил символ всевидящего ока — пространство, которое фиксирует все явления жизни. Для него нет ничего скрытого и тайного.