Керамическое искусство и гончарное дело в Ленинградской области активно развивалось с момента отвоевания войсками Петра Первого у шведов богатых красной глиной земель — нынешних Лодейнопольского, Кингисеппского и Тосненского районов.
Сюда, на пересечение водных и сухопутных торговых путей, ведущих в Скандинавские и западно-европейские страны, по указу Государя, съезжались новгородские ремесленники для строительства новых поселений и обустройства быта местных жителей.
Очень скоро известным центром поставок керамической продукции (то есть изделий разного назначения, произведенных из обожженной глины) стала местность вдоль русла реки Оять. Местным умельцам удалось изобрести оригинальные печи, позволявшие выпускать в продажу глазурированную керамику, которая не боялась воды и обладала гладкой, матовой или блестящей, поверхностью.
На западе Ленинградской области, ближе к европейской границе, производились более скромные, но функциональные вещи. В отличие от оятьской керамики, здешняя посуда не имела особых внешних украшений, обладала простой и устойчивой формой. За счет отказа от фигурного исполнения, она была достаточно прочной и пользовалась спросом среди практичных покупателей — владельцев трактиров, доходных домов и постоялых дворов — со всей Петербургской губернии.
Особое направление керамического искусства появилось на границе с Новгородской губернией, вблизи Тосно. Здесь во второй половине девятнадцатого века кавалер и ветеран Русско-Турецкой войны Виссарион Виссарионович Комаров, увлекшийся предпринимательством, основал завод по изготовлению керамических изразцов для отделки печей и каминов петербургской знати. Дело развилось до таких масштабов, что даже сейчас любопытным туристам в окрестностях Петербурга, при осмотре заброшенных дворянских домов, удается найти осколки удивительно красивой керамической плитки с печатью «ДР.» на тыльной стороне. Это и было фирменным знаком комаровского производства в усадьбе Драготино. Впоследствии, после революции семнадцатого года, потомки удачливого предпринимателя были уничтожены или изгнаны из родной земли, а предприятие национализировано. Точно известно, что его продукция использовалась при отделке Московского метрополитена. На этом, впрочем, и заканчивается история развития керамического искусства в Тосненском районе, поскольку нынешние кафель и керамогранит имеют мало общего с замечательными народными промыслами.
Кстати, одним из сувениров, который еще можно привезти с территории Ленинградской области, является свистулька в виде совы, птицы, коровы. Корова считалась священным животным. Традиционно, люди, еще с древненовгородских времен, носили свистковые обереги. Особенностью искусства этой керамики является невидимая связь с природой. Чувство природы было присуще неприхотливому крестьянскому мастерству, что отразилось и в любви к растительному орнаменту, и к животным формам. Этими забавами и производством глиняной игрушки традиционно занимались не только в обособленных и благоприятных для массового производства местах Ленинградской области.