Картины Николая Константиновича Рериха: Сергий Радонежский

Картины Николая Константиновича Рериха

Облик Сергия Радонежского из века в век учит и ведет людей. Для всего русского народа Сергий остается духовным наставником и учителем. Супруга Николая Рериха написала работу о Преподобном Сергии, подчеркивая огромное значение его подвижничества для строительства земли русской. Идеи Преподобного Сергия созвучны идеям «Живой Этики» (труд Рерихов).

Преподобный Сергий, выступая защитником и объединителем земли русской, он всегда показывал пример общинного жития, в основе которой лежал его высокий нравственный авторитет. Преподобный воспитывал у воспитанников дух самоотвержения, прежде всего, личным примером. Результатом подвижнической жизни Сергия явилось объединение русских земель, сделавшее возможным победу русского воинства в 1380 году над татаро-монгольским игом. Перед решающей битвой Преподобный Сергий отправлял своих учеников закладывать новые монастыри, сам ходил в княжества и замерял князей. В то неспокойное время монастыри были очагами культуры, просвещения. Там писались летописи и иконы, переводились книги, обучались грамоте и приобреталась жизнь, идея объединения Руси. Вокруг монастырей формировалось общество, которое видело положительный пример общинной жизни. Сергий, основавший обитель Свято-Троицкий монастырь (Троице-Сергиеву лавру) был первым, кто воплотил в жизнь идею Троицы. До Сергия не было на Руси храмов, посвященных Святой Троице. Для всех насильников было общее имущество, одинаковая пища и сам труд стал также важен, как и высокая нравственность в оценке жизни монахов. Позднее идеи Сергия воплотил в иконописи великий Андрей Рублев, создавший известную всему миру «Троицу».

Троица Рублева
«Троица» Рублева

В основе ее сюжета лежали взгляды Сергия о гармонии и триединстве мира. В дальнейшем идея триединства ляжет в основу разработки знамени мира, ставшего отличительным знаком Пакт Рериха (первого международного договора об охране культурных ценностей). Многие годы спустя появится изображение Преподобного Сергия на иконах.

Сергий строитель Рерих
Николай Рерих «Сергий строитель», 1925 г

На полотнах Николая Константиновича Рериха мы видим Сергия Радонежского как философа и мыслителя, воина и политика, человека строителя русской культуры и русской государственности, земного неутомимого подвижника, труженика, провидца.

Деяния Сергия и все начинания Рериха объединяли мотивы созидания ради всеобщего блага, где в основе строительства лежит культура. Преподобного Сергия можно считать наставником Николая Рериха.

Рерих пишет серию картин под названием «Санкта» — святые или подвижники. Эта серия вошла в постоянную экспозицию нью-йоркского музея. В 1935 году в результате мошенничества президента музея Луиса Хорша большая часть картин была продана на аукционах и попала в частные коллекции. Позже, в конце 1940-х — начале 1950-х гг., американский корреспондент Елены Ивановны Рерих, разыскал и выкупил серию «Санкта».

Елена Ивановна Рерих писала о картинах этой серии: «Вы будете любить их, и они явятся для вас истинным благословением. Аура, окружающая их, чудодейственна. Они создавались в любви и почитании, которыми было исполнено сердце творца их, сердце поэта и художника».

В 2001 году три картины «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы несем свет» были выкуплены у частного владельца и пополнили коллекцию музея Рериха в Москве. Чуть позже к ним присоединились картины «И мы трудимся», «Сам вышел». Николай Константинович написал эту серию из шести картин в 1922 году, находясь в Чикаго.

Когда Рерих писал эти картины, он видел, как там процветает культ «Золотого тельца», культ материального мира, культ денег. Рерих верил, что ключом выхода из этого прагматизма является искусство! При создании серии «Санкта» Рерих обращался к корням своей страны, к учению Сергия Радонежского. Эти картины на выставке в Америке вызвали настоящую сенсацию. Рерих дал образ неизвестной России, которая несла свет и нравственные ценности. К образу Сергия Радонежского он впервые обратился именно в Америке.

Кроме серии «Санкта» Рерих создал две картины «На служение» и «Сам вышел». Они также посвящены этому русскому святому. В названиях этих картин не звучит имя Сергия, но оно для Николая Константиновича сокровенно.

Рерих На служение
Николай Рерих «На служение», 1922 г, Национальный музей Сербии, Белград

На картине «На служение» отрок с котомкой за плечами вступает на тяжелый, но благодатный путь служения людям. Так еще в ранней юности у отрока Варфоломея проснулось предчувствие предстоявшего ему подвига. И он всей душой обратился к богослужению и изучению священных книг. Затем созрело решение уйти в пустынь, стать монахом, иноком. За спиной путника остался мирный душе пейзаж отчего края. Перед Сергием распахнулись врата будущего. Поза отрока в холщовой рубахе, несмотря на усталость пути, выражает решимость стать служителем вечной премудрости. На старой фреске, на монастырской стене, просматривается женский облик — изображение премудрой Святой Софии. Константинопольская София — есть храм слова, премудрость слова. Символ знания в ее руках — это раскрытое евангелие, с которым ассоциируются теперь врата перед юношей. Эти врата в мир высший, который придется еще завоевать. Сергий идет на познание и служение, чтобы раскрыть людям смысл божественной Троицы и указать им путь общинной жизни.

Картины серии «Санкта» объединены идеей о высоком идеале земного и одновременно небесного пути человека, который достигается только трудом, как физическим (руками и ногами), так и духовным (в кругу общины). Для объединения людей Рерих выбирает слово «Мы», которое указывает на всеобщность, единство между живущими в современном мире монахами и нами.

Серию «Санкта» открывает первая картина «И мы открываем врата». Здесь Николай Константинович раскрывает тему устремления духа к познанию высшего мира и открытости, к которой призывает Сергий. На этой картине утренний пейзаж чем-то похож на вечерний холмистый пейзаж картины «На служение». Также два пространства разделяют врата монастыря. Следует обратить внимание на отсутствие креста на куполе храма — это пространство мира горнего, а за монастырскими воротами находится мир человеческого духа, когда из его сумерек человеку необходимо через открытие тяжелых врат войти в этот чистый и светлый мир. Монах с усилием открывает кованые врата, тем самым показывая возможность объединения как мира монашеского и земного, так и мира земного и мира высшего. В этом труде человек никогда не одинок. Ему помогают святые, изображенные на воротах монастыря, и Богородица Одигитрия на надвратной иконе.

Рерих И мы открываем врата
Николай Рерих «И мы открываем врата»

В картине «И мы трудимся» (второе название «И труждаемся») Николай Константинович показывает, что просто физический труд является основой духовного существования личности. Он оспаривает американскую прагматическую идею, что целью трудя является рост благосостояния, а не духовное самосовершенствование. Несмотря на то, что труд монахов тяжел, они смиренно работают, зная ценности труда. И смиренность — это одно из качеств Преподобного. Николай Рерих в своих дневниках, в очерке «Труд» запишет: «Мы всегда имели перед собой потрясающий в своей убедительности пример Преподобного Сергия Радонежского, который не принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным». Глубокая вера монахов передается художником с помощью света и линий. Первое, что мы замечаем, это яркий золотистый свет, покрывающий все пространство полотна. Он помогает передать чувство равновесия и покоя. Коллективный и ритмичный труд объединяет людей. Самое главное, радостный труд как молитва во благо. При этом пространство труда создают округлые очертания холмов и коромысел монахов.

Рерих И мы трудимся
Николай Рерих «И мы трудимся»

Третья картина серии «И мы не боимся» настраивает зрителя иметь мужество и веру перед ликом неопределенности, опасности, хаоса, но и хранить равновесие. На картине старый и молодой монах, обращенные лицом друг к другу в беседе, изображаются на фоне морозного зимнего пейзажа. Рядом расположился огромный медведь, но его присутствие не нарушает гармонии, не вызывает страха перед диким животным. Мягкие полутона розовых и голубых оттенков снега создают ощущение спокойствия и созвучны с внутренним миром иноков, природы и животным миром. Но на дальнем плане четко выступают темно-фиолетовые тени, возникают нотки тревоги. Она усиливается пляской теней, неопределенностью формы. Она говорит о присутствии сил хаоса в этом мире. Но ничто не может поколебать духовное равновесие монахов.

Картины Николая Константиновича Рериха
Николай Рерих «И мы не боимся»

В то время, когда американский образ жизни менялся коренным образом, Рерих не мог не чувствовать присутствие этого хаоса в пространстве культуры. В этой сцене Николай Константинович следует завету Преподобного Сергия: «Господь не предаст вас. До конца искушенными быть против ваших сил. Ныне печалью исполнены будем, а завтра печаль наша радостью будет и никто не может взять радости нашей. Дерзайте, дерзайте люди божии».

Картина «И мы продолжаем лов» подчеркивает ценность познания жизни, целью которой является благо для всех живущих. Осознание общего дела позволяет монахам продолжать их нелегкий труд в неспокойных водах озера. Напряженность определяется позами гребцов и багряным тоном неба. В самом названии картины выражен бесконечный во времени процесс лова. Лов, как символ, это понятие сокровенного клада истины, доставаемого из пространства вод жизни, а не только из совместного добывания пропитания. Сокровенное у Николая Константиновича всегда сокрыто до поры. «Когда будете готовы, то будете ловцами душ человеческих» — так сказано в святом писании. Энергетика этой картины устремляет последовать примеру изображенных ловцов. Темные воды — пространство земной жизни для преодоления и завоевания. Тема всеобщности.

Рерих И мы продолжаем лов
Николай Рерих «И мы продолжаем лов»

Следующая картина «И мы приносим свет» отражает тему «служения человечеству», привнесения в мирскую жизнь света, который стяжался в великих трудах. Мы видим, начинается рассвет. Из ворот монастыря выходят братья в молитве за судьбы мира. Они держат в руках зажжённые свечи. Над входом смотрит образ Богоматери с младенцем. Огонь свечей в их руках символизирует свет, любовь их сердец. Сердца молящихся горят тише и яснее свечи. И пламень их достигает до неба. И ангелы их нисходят в пламени их жертв духовных.

Картины Николая Константиновича Рериха: Рерих И мы приносим свет
Николай Рерих «И мы приносим свет»

В России Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциировался с такими понятиями как свет и светоч. Он стал подлинным светильником-человеком, сумевшим подчинить свою жизнь заповедям всеобщей любви. Николай Константинович знал, что люди являются носителями тьмы и света. Все непрерывно творят, насыщая пространство светом или тьмой. Он стремился этой картиной воодушевить человека, подняться над обыденностью и устремиться за пределы с тем, чтобы принести в мир накопленный дар любви, огня. Отдать миру. Закон даяния — это тоже закон великий космоса.

В картине «И мы видим» художник раскрывает перед зрителем кульминацию духовного странствия человека. Ведение лика Спаса Нерукотворного — это свидетельство небесных посещений, которых удостаивались в течение всей жизни немногие подвижники в своем предстоянии. Лик — это фокус картины. Духовно возвысившиеся люди начинают видеть мир его глазами. Это великое достижение таких устремленных душ. Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, который поддерживает ангел на фоне древнерусского города. Мастером в композиции используется закон обратной перспективы. Поразительными являются сами глаза Спаса, его всепроникающие глаза. Они полны доброты, но в то же время, сурово и глубоко трогают наши сердца. Трудно отвести глаза от Спаса. В нем сосредоточены все надежды и мечты человека, который стремится к духовного преображению. Небесное явление лика дает понимание, что испытания пройденные не напрасны. И так установлена связь человека с миром высшим. Николай Константинович словно напоминает человечеству, отрекшемуся от морали и духовности, что истинный смысл понимается и достигается через идеалы, заключенные в идеях Святого Сергия.

Картины Николая Константиновича Рериха: И мы видим
Николай Рерих «И мы видим»

Картины являются гранями кристалла света, которым обладает родина Преподобного — Россия. В этой серии картин русская действительность возведена до вселенской соборности, где не существует временных и пространственных границ. Это позволяет нам понять личность великого художника. Можно увидеть, что притворенные в жизнь идеи сотрудничества, труда и любви кульминируют в картине «Сам вышел», прилежащей к серии «Санкта». Это сокровенное полотно Николая Константиновича. Оно уже в новом образе открывает нам, каким может быть результат труда на общее благо. Сам может выйти только потрудившимся. На полотне изображен лик Святого, в силуэте которого угадывается бесплотный облик Сергия, уже достигшего мощи духовного преображения. Тема этой картины тщательно прорабатывалась мастером. Появление Высшего Духа свидетельствует о появлении щедрой помощи Высшего.

Земля русская прошла через многие испытания, но все они послужили ее очищению и возвеличению. Полотно написано в теплом золотистом свете. К берегу с мягкими очертаниями холмов подплывает лодка. Фигура монаха с поднятой вверх головой предельно напряжена. Вторая фигура, в которой угадывается женский образ, стоит в чалме прямо. Время как-будто остановилось. Застыло как зеркало водная гладь. Двое потрясены. Перед ними Сергий. Перед ними Святой, предстающий во всей своей славе. Лучистый свет сферы окутывает бесплотный образ. Едва намечено монашеское одеяние. Это он, великий подвижник и скоропомощник сам вышел к ищущим душам, плывущим по реке жизни. Но это не отшельники. Они находятся в середине реки и прошли тяжкий путь духа совершенства. Они знают, он поможет продолжить путь по реке жизни. Между миром земным и небесным находится образ Святого Сергия. И как символ небесного храма на вершине вырастает одноглавая древнерусская белокаменная церковь. Вокруг храма на холме нет деревьев. Всего лишь несколько пней. Это не случайно. Наши предки ценили красоту отковавшегося с высот пейзажа, простора. Выходя из храма у людей сохранялось впечатление полета и необъятности мира. Вот почему на Руси вырубались на склоне деревья, где были возведены храмы. К тому же церкви были лучше видны издалека идущим паломникам. Полотно «Сам вышел» как и полотно «На служение» по своему замыслу и художественному решению предвосхищают целый ряд образа Святого Сергия, который получит свое воплощение в произведениях 1930-1940 гг.

Картины Николая Константиновича Рериха: Рерих Сам вышел
Николай Рерих «Сам вышел»

Архитектурный облик изображенной церкви и колокольни, весь пейзаж, чем-то напоминает храм Спаса Великого Новгорода. Храм представляет собой типичную постройку Новгорода конца XII века.

Рерих Спас Нередица Новгород
Николай Рерих «Спас Нередица. Новгород», 1904 г.

Пример похожего храма на картине «Сергиева Пустынь». Рерих всегда был точен в изображении архитектуры древних храмов. На его полотнах русские церкви, в основном имеют четырехскатные крыши и завершаются одноглавием.

Рерих Сергиева Пустынь
Николай Рерих «Сергиева Пустынь», 1936 г.

Николай Рерих, работая над серией «Санкта», получал помощь из высшего источника. «Стучите и откроется. По вере вашей дано будет».

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]