МОНАСТЫРИ — СВЕТИЛЬНИКИ МИРА И ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ КРЕПОСТИ
Паломническая поездка — волшебная сила, которая раз за разом влияет на судьбу. По мнению паломников, если нет сил измениться самим, а у многих людей нет такой силы воли, паломнические поездки естественным образом вплетаются в судьбу человека, врастают в нее и изменяют ее. Человек, сам не замечая того, приезжает из паломнической поездки уже совершенно другим. Это влияет не только на его судьбу, но и на судьбу его близких.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ АНТОНИЕВО ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Бокситогорский район)
На большом холме, возвышающемся над Дымским озером, стоит Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. По преданию, он был основан преподобным Антонием, учеником Варлаама Хутынского около 1242 г. Деревня, в которой находится монастырь, называется «Красный броневик». Паломнические группы стекаются сюда со всего мира.
Монастырь представлял из себя фигуру 100 на 100 метров с четырьмя башнями. Башни на подобии башен Тихвинского монастыря, только меньше по размерам. Въезд в монастырь был оформлен воротам в Александровском стиле. Настоящий вход в монастырь (лестница) датируется концом XIX века.
Возникновение Антониево-Дымского монастыря сопровождается некоей тайной. Антоний Дымский родился у благочестивых родителей в Великом Новгороде в 1206 г. В эти места на Дымское озеро он пришел спустя 37 лет, в 1243 г, и больше он не покидал этот монастырь. Александр Невский дал жалованную грамоту на возведение монастыря. После смерти Антония, мощи его были погребены. С тех пор мощи так и находится на территории монастыря. Чтобы не происходило (нашествие татар, шведов, немцев, революция, безбожная власть), но до монастыря они так и не дошли. Антоний Дымский их останавливал за несколько километров до монастыря.
О подлинности мощей говорят раны на голове Святого. В мирской жизни, совершая свой подвиг, Преподобный носил шестикилограммовую металлическую шляпу. Поля шляпы беспокоили его голову, кровь текла по лицу от сдавливания. Эти раны напоминали ему о Терновом венце спасителя. От долгого ношения этой шляпы на голове образовались костные мозоли.
Несмотря на отсутствие великолепной архитектуры, благодать, исходящая от святыни, мощей Антония Дымского, привлекает в сюда множество людей. Интересен тот факт, что монастырь возродился после установления креста (не по разнарядке вышестоящих органов). Народное почитание привело к его возрождению. Крест установлен на воде Дымского озера. В зимнее время вырублен прорубь для окунания и омовения.
УСПЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ В СТАРОЙ ЛАДОГЕ (Волховский район)
Храм Успения Пресвятой Богородицы считается самым древним храмом монастыря и всей Старой Ладоги. До нашего времени храм дошел неизмененным.
На территории Успенского девичьего монастыря есть еще один храм в честь Воздвижения Креста Господня. Он находится в больничном корпусе. Построен в середине XIX века по настоянию матушки Дионисии. В нем 12 келий. Келии, которые примыкают к храму, устроены таким образом, чтобы монахини, у которых уже не было возможности выходить из келий, могли открыть окна и слушать проповедь из храма. В советское время храм был закрыт. В нем устроили клуб с кинозалом, затем спортивный зал.
В храме Креста Воздвижения находится главная святыня монастыря — мощи Святых угодников и мощи Святой Великомученицы Варвары. Варвара является небесной покровительницей этого монастыря.
Колокольня была разрушена. Сейчас в монастыре есть небольшая звонница. За последние годы монастырь очень преобразился. Отреставрирован храм и келейные корпуса, разбиты красивые клумбы. Здесь большой хозяйственный двор, сад и птичник. Монастырь всегда рад любой помощи и поддержке.
Всего в восьмистах метрах от этого монастыря есть Никольский мужской монастырь. В Ладоге до сих пор ходит легенда, что между монастырями был подземный ход. Монахи и монахини рыли его с двух сторон в течение многих лет.
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский район)
Никольский мужской монастырь возник с легкой руки Александра Невского в 1240 г. Архитектура монастыря, его основа — это Никольский собор. На небольшой площади разместился монастырский комплекс — 21 памятник архитектуры. Никольский мужской монастырь находится под эгидой Юнеско. Сегодня доминантой обители считают храм Иоанна Златоуста, устроенного по принципу Древней Базилики. Он построен по проекту архитектора Горностаева в конце XVIII века на месте деревянного храма. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись. Здесь гармонично уживаются сюжеты стиля академического реализма и орнаменты византийского стиля.
Главный соборный храм сейчас находится на реставрации. Он освящен во имя самого почитаемого в России Святого — Николая Чудотворца, покровителя моряков, рыбаков и путешественников. В древние времена, рыбаки перед тем как открыть сезон, всегда приезжали к храму и молились Николаю Чудотворцу, чтобы был удачный улов на весь год.
ТИХВИНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тихвинский район)
Тихвинский мужской монастырь возник в середине XVI века. Большинство русских монастырей строились по единому плану, но Тихвинская обитель имеет очень много архитектурных особенностей. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь возник по указу царя Иоанна Грозного в 1560 г. Монастырю суждено было стать домом для величайшие святыни — Тихвинской иконы Божией Матери, пережить смутные времена и служить рубежом обороны от иноземных захватчиков. Архитекторы Фрезини и Бенуа принимали участие в создании комплекса. Сегодня на территории монастыря расположено 6 церквей, 2 часовни и звонница с 13-ю колоколами (колокола начинают звонить с 5.30 утра).
Купола центрального собора поставлены ассиметрично (западные купола на 2,5 метра сдвинуты от центрального купола) и это не случайно. В монастыре икона помещена на правый первый столп. Барабаны западных куполов — световые, чтобы осветить икону для молитвы в вечернее время. Свет льется через окна и освещает то место, где православные люди молятся около нее. Тихвинская икона Божией матери вернулась к нам в 2004 г. из США, где икону хранил отец Сергий.
Сегодня в монастыре проживает порядка 20 братий, среди них есть как монахи, так и послушники. В Тихвинском монастыре пекут хлеб, секрет которого в бездрожжевой закваске. Делают ее из ржаной и пшеничной муки с добавлением сахара. Перед началом выпечки всегда совершается молитва.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский район). Это загадочный форпост православия среди болот и лесов.
Уже прошло более четырех столетий с того дня, когда среди болот Приладожья, на острове Зеленый, поселился преподобный старец Мартирий. Пост, неустанная молитва и усердный труд прославили его. Вокруг Святого стала собираться братия и созидаться удивительная обитель — Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь. При жизни Преподобного монастырь развивался и благоустраивался. После кончины угодник божий был погребен в обители. Его вновь обретенные мощи открыты для всенародного поклонения.
Преподобный Мартирий Зеленецкий, будучи монахом Тихвинского монастыря, искал в жизни духовное совершенство. Придя сюда, он получил откровение Божией Матери. Сегодня нам всем нужна поддержка Преподобных, которые своей жизнью просияли в этом мире. Это особое место, которое вызывает чувство радости. Раньше здесь не было дороги. Люди от станции добирались пешком — сюда, где не было ни окон, ни купола. Сегодня монастырь восстанавливается. Он уже получил ту красоту, которая была здесь на момент его основания. В XVII столетии монастырь достиг подлинного расцвета. Он был отстроен в камне благодаря стараниям Метрополита Карнилия. Именно тогда монастырю был придан вид, который мы видим сейчас. Этот монастырь — пример того, какие были могучие люди и какая великая русская душа. Отстроить такой шедевр среди болот, не имея оборудования и материалов.
Монастырь пережил множество трагедий. Жгли его шведы, последователи протопопа Аввакума. У монастырских стен большевики расстреливали монахов, разорили обитель. Потом пришли фашисты и у монастырских стен опять начались расстрелы. В этом месте много скорби, но одновременно много благодати. Все было разрушено. В 1992 году Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь возвращен Православной церкви. Стали восстанавливаться стены, своды, храмы и келии. Стало возрождаться монашеское делание. Обитель — это замкнутое пространство. Попадая сюда, человек начинает по-другому думать, размышлять. Из монастыря выходили люди очищенные, обогащенные духовно, и давали большие результаты для своей страны.
Обитель бережно хранит рукописи, документы, памятники. В советское время в обители располагался дом инвалидов, подсобное хозяйство алюминиевого завода. Было утрачено убранство храмов, разрушено монастырское кладбище. По крупицам собираются ценности. В 1998 году по промыслу Божию были найдены под спудами монастыря мощи Преподобного Мартирия Зеленецкого. Рядом с гробницей Мартирия покоятся мощи строителя монастыря митрополита Корнилия.