Музей-усадьба Рериха в Изваре

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА
  • Музей усадьба Рериха, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара
  • +7 813 73 73298
  • время работы: 10.30 — 16.30
  • выходной день: понедельник, вторник
  • санитарный день: последняя среда каждого месяца
  • www.roerich-izvara.ru

МУЗЕЙ-УСАДЬБА РЕРИХОВ В ИЗВАРЕ

Дом возник в XVIII веке. Среди его владельцев были Шереметьевы, Трубецкие, Воронцовы. В 1872 году дом и имение покупает отец Николая Рериха (Константин Федорович Рерих) и записывает на имя любимой жены Марьи Васильевны. В 1874 году 9 октября родился Николай Рерих. Все детство и юность Рериха, до 1900 года (26 лет жизни), связано с Изварой. Родился Рерих в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. В Извару художник выезжал часто (летом, осенью и зимой), начиная с 3-го класса, по совету доктора — чаще бывать на природе.

В 1900 году семья Рерихов продала этот дом. Здесь были другие хозяева. В 1914 году это имение приобретает земледельческая колония. Из Петербурга переселяют детскую колонию (дети, пострадавшие в результате русско-японской войны). На базе усадьбы выстраивается комплекс колонии, в доме Рериха располагается начальник колонии. В годы войны эти места были оккупированы. После войны здесь была контора совхоза ударников. Появляется сельсовет и местная библиотека. Библиотекари постепенно начали собирать вырезки о Рерихе. В 1984 году в доме на верхнем этаже сделали экспозицию и открыли музей.

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА
дом усадьба Рериха в Изваре

Извара вошла в жизнь Рериха очень сильно. Картина «Гонец», с которой он выпускается из Академии художеств, написана в Изваре. При ее написании он использовал свои археологические исследования. Окрестные места подсказали ему этот сюжет.

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА
«Гонец», Николай Рерих

Здесь же была написана картина «Сходятся старцы». Эти земли богаты историей, уже в XII веке на этой территории жили люди. Рерих находил в окрестностях своей усадьбы частички прошлых веков (археологические находки). Рядом находился центр Покровского погоста. В древности там проходили языческие празднества, а в XV веке был создан храм Покрова Божией матери. Отец Рериха позже стал председателем попечительского совета по воссозданию храма. Сам Рерих активно принимал участие в этом мероприятии. Жизнь в имении представляла собой охоту, рыбную ловлю, походы, изучение природы, сбор археологических предметов. В Изваре всегда было многолюдно. Рерих показал в своих картинах древнюю историю этого места. До конца своих дней Рерих вспоминал Извару, единство с природой, которое познал здесь. Рерих говорил, что природа учит многому, если к ней подходить с почтением. На территории имения есть несколько родников, рядом чистейшие озера. Это не просто усадьба, а особо охраняемая природная зона с обилием памятников истории, археологии, природы. Жизнь Рериха была многообразна и богата.

Рерих писал в Индии об Изваре: «Наше имение Извара было признано как санскритское. Во времена Екатерины жил какой-то индусский раджа и до последнего времени оставались следы монгольского парка. Иногда кажется, что многое без следа забывается. Или нечто важное прикрывает давно бывшее. Ни то, ни другое. Постоянно убеждаемся, что все сохранено, сложено глубоко и выявляется по мере надобности».


О МИРОВОМ НАСЛЕДИИ РЕРИХОВ

Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России еще при Петре I. Детство Николая Константиновича прошло на набережной Невы у Николаевского моста. На первом этаже находилась контора известного петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Наверху помещались жилые комнаты.

К сердцу Азии Николая Рериха потянуло с самых ранних лет. Весь монгольский эпос и сокровища Индии всегда его привлекали. Индия становится мечтой юного Рериха, проводящего лето за летом в археологических раскопках в своем имении Извара. До сих пор в коллекции Эрмитажа сохранились описания раскопок, произведенных Рерихом в Петербургской и Новгородской губернии. Общение с миром древних, их культурой, укрепляет зародившуюся еще в детстве мечту — стать художником.

Уступая наставлениям отца, Николай Рерих поступает на юридический факультет. Одновременно он поступает в Академию художеств. Архип Иванович Куинджи стал его учителем не только живописи, но и всей жизни. Куинджи любил повторять: «Объяснить то все можно, а ты вот пойди и победи». Первой большой победой стала картина «Гонец», за которую в 1897 году Рериху присваивают звание художника. Великий русский писатель Лев Толстой напутствует молодого Рериха: «Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».

Летом 1899 года Николай Константинович встретил Елену Ивановну Шапошникову, происходившую из рода великого русского полководца Кутузова. Через много лет в далеких Гималаях он напишет: «Сорок лет — немалый срок. В таком далеком плавании могут быть встречные бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны, и препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои Елене, жене моей, спутнице, вдохновительнице. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. Творили вместе. Недаром сказано, что произведения мои должны носить два имени — мужское и женское. «Держательница мира» — так назвал Николай Константинович картину, посвященную Елене Ивановне.

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА
Держательница мира, Рерих

В 1901 году Николай Константинович и Елена Ивановна обвенчались. Через два года они отправились в свое первое большое путешествие по Руси. Более сорока городов обошли они. Рерих хотел проникнуть в культуру древней Руси, отыскать ее истоки. «Россия — чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира, где рождается великое и прекрасное зрелище русской культуры. Везде что-то было. Каждое место полно минувшим… На крутых берегах, защищенных валами высятся крепостные стены. Псковский край. По новгородскому краю все прошло, прошло все отважное, прошло все культурное, прошло все, верящее в себя. Везде, где было что-либо, успели побывать новгородцы. Отовсюду все ценное несли в свои обители».

Великий Новгород история города
Новгородский край

Первое яркое известие летописи об искусстве: «Заложи, Ярослав, город великий Киев, у того же града — золотые врата. Заложи и церковь святую Софию. И возрадовался Ярослав». Кто знает искусство русских самобытных мастеров, тот знает, какой неисчерпаемый кладезь творчества и воображения заключен в народных глубинах. Нужно уважать красоту народную, его диво дивное. Рериха привлекали не только памятники древней культуры. Он ощущал историю русского народа, историю, полную борьбы и героизма. Он словно сам пережил трагедию татарского нашествия. В своем дневнике он пишет: «С XVIII века Русь окутана игом монгольским, но и в несчастье Русь учится. В памяти встают слова летописи. На том поле грозные тучи сошлись. Ревет ветер в тягах князя Димитрия. В день субботний, на рождество Богородицы, посекли крестьяне полки татарские. Навеки запечатлел народ в памяти своей подвиг русских воинов, на поле Куликовом за отечество головы свои сложивших.

За два года странствий по Руси восхищенный художник стал полным замыслов. Он жил увиденным. Так родился всемирно известный русский цикл его полотен, словно давно ушедших очевидцев минувших дней. В этом путешествии Россия предстала перед Рерихом во всем многообразии своих древних культурных связей.

В своих работах он переплетает восточные и русские мотивы в орнаментах и декорациях («Снегурочка»). Он записывает: «Тип легендарного пастуха Леля так близок с обликом индусского Кришны. Ясно, если нам углубляться в наши основы, то изучение Индии даст единственный материал». Николай Константинович убежден, что этот материал подтвердит общность истоков древних культур. Эта идея стала делом всей жизни Рериха.

Прошло более полувека. Сын Николая Константиновича, Святослав Николаевич Рерих, тоже художник, живший в Индии, говорил, что полюбил Индию и людей этой страны. Он передал завет своего отца: «Из этого культурного достояния будут сложены страницы будущего». По его словам, Николай Рерих всегда стремился к самому прекрасному, к самому лучшему, он был человек очень строгой жизни, человек большой дисциплины. Он писал через красивые образы, привлекая красивые мысли к себе. Эти мысли помогают нам строить красивую жизнь. Рерих считал, что последующие ступени необходимы в жизни каждого человека, чтобы усовершенствовать себя.

1909 год принес Николаю Константиновичу звание академика. В эти годы колорит его картин насыщен тревогой. Предчувствуя близость войны, Рерих выступает с идеей Пакта о сохранении культурных памятников. Он обращается к правительствам России, Франции, США с предложением подписать Пакт, но встречает полное равнодушие. Сразу после февральской революции 1917 года Горький приглашает Рериха для работы в совместной комиссии по делам искусств при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов. Один из первых шагов комиссии — обращение к народу: «Граждане, берегите картины, статуи, здания. Это воплощение духовной силы вашей и предков ваших. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство». Рерих всего себя отдает общественной работе, но обострившаяся болезнь легких заставила его вместе с Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом, по настоянию врачей, уехать в Финляндию.

Как только закончилась Первая мировая война, Николай Константинович возвращается к своим планам об организации экспедиций в Индию. Он покидает Финляндию и с выставками своих картин посещает Швецию, Данию, Англию. Повсюду с огромным успехом проходят выставки. В 1920 году Рерих принимает приглашение об организации выставки в Америке. «Пусть и там пройдет весть о русском искусстве» — записывает он в дневнике. С этой выставки начался вклад Рериха в культуру Америки. Был создан музей Рериха в США. Одной из задач музея Рериха в Нью Йорке была организация экспедиции в Индию и Центральную Азию. Наконец Николаю Константиновичу удалось осуществить свою давнишнюю мечту.

Наблюдая за работой кашмирских ремесленников, Николай Константинович вспоминал орнаменты, фрески, узоры древнерусского шитья. Он записал: «От севера до юга, повсюду одно устроение жизни, удивительное. Соломенные крыши, поросшие мхом, придорожные ивы. Все напоминает годы хождения по Руси».

Экспедиция Рериха началась в Кашмире в 1925 году. Путь лежал через Гималаи на Хатан, по древнему караванному пути через Алтай и Монголию на Тибет. В экспедиции находились Елена Ивановна и сын-востоковед Юрий Николаевич. Сам Рерих определял цели экспедиции: «Кроме художественных задач мы имели в виду отметить следы великого переселения народов. Эти задачи издавна близки мне». Рериха привлекали развалины древних урочищ. Он обратил внимание на наскальные изображения круторогих баранов. Перенося на холст эти наскальные рисунки, Рерих отметил: «Не будем делать ни предположений, и тем более выводов, но занесем эту поучительную подробность как еще одну путеводную веху».

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА
картины Рериха, наскальная живопись в Гималаях

Экспедиция приближалась к Ладакху, горной стране, расположенной высоко в Гималаях, стране легенд о Шамбале. Легенды, услышанные Рерихом воплотились в полотна. Например, легенда о Мантрее, освободителе народа, с приходом которого будет достигнуто на земле всеобщее счастье.

На гималайских переправах слушает Рерих неторопливую песню Ламы, который поет о Шамбале. Шамбала — легендарная страна, с которой народ связывает мечты о братстве, равенстве, мире, счастье и справедливости. Пройдя по самым отдаленным районам Азии, Рерих стал одним из первых свидетелей пробуждения народов этого континента. Настал срок народам востока пробудиться от сна, сбросить цепи рабства.

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА

Гималайские Махатмы передали Рериху землю на могилу Ленина и послание советскому народу, как следует развивать общество, чтобы перейти на другой уровень его развития, в основе которого стали бы знания, культура и красота. В 1926 году экспедиция Рериха пребывает в столицу провинции Синь Цзян. Советский консул Быстров помогает Рериху связаться с соратником Ленина, наркомом иностранных дел Чичериным. В июне этого же года Рерих с Еленой Ивановной и Юрием Николаевичем приехали в Москву с очень важным посланием от Востока Чичерину (рука помощи от Махатм России). Рерих передает Советскому Союзу серию картин о Майтрее, освободителе угнетенных.

В Индии учителей называют Махатмами — Великими Душами. По уровню эволюционного развития Махатмы стоят выше современного человека. Их крайние малочисленные группы расположены в труднодоступных местах Гималаев.

В послании от Махатм следовала инструкция, как следует развиваться стране далее. Также там было предупреждение о личности Сталина, что не следует допускать Сталина к посту вождя. Предупреждения приняты не были. Свободная воля руководителей страны сделала свой выбор, иной, не тот, который ей указывали Учителя. Дары были отвергнуты. Ларец со священной землей затерялся. Послание Махатм отдали в архив. Серию картин Рериха передали в галерею Нижнего Новгорода (благодаря Горькому). Книга от Махатм «Община» не была опубликована в России. Идеи общины были подменены полностью. Начались репрессии.

Встреча Николая Рериха с Чичериным и Луначарским не остались без внимания. Дзержинскому была дана команда арестовать Рериха и членов его экспедиции. Дзержинский пригласил Николая Константиновича для разговора. Однако в назначенный день шеф Лубянки скоропостижно скончался. В день его похорон Рерихи спешно покинули столицу.

В августе 1926 года экспедиция Рериха была уже на Алтае. Николай Константинович полюбил Алтай. Он мечтал, закончив экспедицию, вернуться и поселиться здесь навсегда. Для него Алтай на севере и Гималаи на юге были полюсами единого горного мира. В сентябре 1926 года экспедиция перемещается на земли революционной Монголии.

В 1928 году в Гималаях Рерих основал Институт гималайских исследований на основе коллекции экспедиции. Старший сын Рериха Юрий Николаевич был директором института. Под его руководством шла работа над тибетско-русским словарем.

В 1929 году Рерих снова обращается ко всем правительствам мира с проектом Пакта об охране памятников культуры. Вместе с Пактом он предлагает отличительный флаг — знамя мира: замкнутая окружность символ мира, внутри три окружности — прошлое, настоящее, будущее.

МУЗЕЙ УСАДЬБА РЕРИХА
Пакт культуры Рериха — знак «Знамя Мира»

Пройдут годы, и под Пактом Рериха поставят подписи все ведущие страны мира.

«Собственности у меня нет, но вот что завещаю всем: любите Родину! Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит любить и все человечество. Пусть познавание чужих стран приведет к Родине, ко всем ее не сказуемым сокровищам, русскому народу. Всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира».

В 1987 году, через 60 лет после предупреждения Рерихов в 1926 году, младший сын Рериха Святослав вышел на руководство Москвы с предложением создать общественный музей великого Николая Рериха. Для его создания Святослав был готов передать из Индии безвозмездно Москве имеющиеся у него на руках картины и рукописи книг «Живой Этики». В этот раз предложение Рерихов приняли. Святослав встречался с Михаилом Горбачевым. В 1989 году вышло постановление о создании музея Рерихов. В 2012 году, с приходом нового руководства, Министерство культуры изменили стратегию развития музея. Вместо общественного музея, основанного Святославом Рерихом и созданным на общественные пожертвования, чиновники решили создать государственный, подчиненный Министерству культуры. Воля Рериха о недопустимости такого решения их не интересовала. Идея Рериха состояла именно в том, что если создается общественный музей, то тогда больший контроль идет со стороны общественности. В случае, когда музей государственный, наследие может быть отправлено куда-нибудь в запасники и на десятилетия упрятано. Он считал, что должна быть общественная организация, которая будет вести работу. В создании музея и поддержке его деятельности участвовали тысячи людей из России и многих стран мира. Музей, под руководством общественного деятеля Людмилы Шапошниковой, превратился в крупнейший в мире общественный центр культуры по изучению и сохранению наследия Рерихов — философской системы, созданной Рерихами в сотрудничестве с Махатмами Востока, раскрывающей закономерности космической эволюции. Эта философия рассматривает культуру как ведущее начало человеческой жизни.

В 2017 году общественному музею в Москве подписали окончательный приговор. Территорию музея захватили с помощью силовых структур при непосредственном участии Министерства культуры и государственного Музея Востока. В результате сотни картин были вывезены, сотрудники распущены. Не понимая смысла и философских идей Рерихов новоявленные владельцы заявили о запрете космической философии Живой Этики в стенах нового государственного учреждения.

За свое существование музей показывал, что такое культура, ее роль в развитии государства и страны. Это накопленные знания, которые раскрывали наше понимание о человеке, о Космосе и роли культуры как космического явления. Уничтожение этих знаний являлось настоящим ударом по развитию культуры в стране.

Общественный музей имени Н. К. Рериха (roerich.museum)


ПУТЬ РЕРИХА

Спросят: «Как перейти жизнь»? Отвечайте: «Как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно».

Живая Этика

Рерих начал свой творческий путь с картин на исторические темы. Они касались далекого прошлого. Была в них какая-то особенность. Она отличала историческую живопись Рериха от полотен других художников, писавших на исторические темы. Картины Николая Константиновича были настолько живыми, как будто рисовались с натуры. Рерих действительно видел то, что потом переносил на полотно. Картины его были также реальны, как его видения, которые художник видел во всех подробностях.

Николай Константинович Рерих был определен Леонидом Андреевым одной главной фразой. Он писал, что Рерих берет невидимое и превращает его в видимое. Смысл этой фразы состоял в том, что художник Рерих связывается с мирами иного состояния материи и делает их видимым в материальном плотном мире планеты Земля. Он черпал информацию из ведений, снов, озарений, интуиции, которая определяла многое в его творчестве.

Эта особенность оказала влияние не только на уникальный характер художественного творчества Рериха, но и на всю его дальнейшую жизнь. С 1904 по 1911 гг. Николай Константинович создал три таинственные картины, смысл которых был современникам не ясен. Многие не восприняли эти полотна. Первая называлась «Сокровища ангелов».

Николай Рерих. Сокровища ангелов
Николай Рерих «Сокровища ангелов»

Никто не догадывался, что необычный стиль картины, ее странные образы, возникшие где-то на стыке легенд и религии, были формой передачи знания о чем-то важном и нужном. Это был камень, явно похожий на метеорит. Легенда об этом камне зазвучит странными сказаниями. Таинственный Грааль средневековой Европы. Рыцари круглого стола короля Артура. Вагнеровский Парцифаль.

В след за «Сокровища ангелов» появились «Владыки нездешние».

Владыки нездешние. Николай Рерих
Николай Рерих «Владыки нездешние»

Перед тем, как написать это полотно, Николай Константинович сделал к нему эскиз. На двоих старцах темные свободные одежды, но прорисованы они более четко, более определенно.

Владыки нездешние. Николай Рерих
Николай Рерих, эскиз к картине «Владыки нездешние»

Кажется, что старцы приготовились выйти, но что-то задержало их на короткое время у двери. Потом Рерих напишет: «Эти образы смутно являются во сне. Вехи этих путей наяву трудно открыть».

Третья картина «Книга голубиная». Она была написана с обратной перспективы, которую мы обычно видим на ранних иконах, где изображен иной мир. Сама Голубиная книга, подобна маске, прикрывает таинственную глубину смысла этой удивительной картины.

Николай Рерих. Голубиная книга
Николай Рерих «Голубиная книга»

Эти три картины были написаны в символическом стиле и не были поняты современниками, которые не знали, что это такое. Предполагали, что это церковная роспись. На самом же деле, эти три картины определили уровень и содержание земной эволюции.

Незадолго до Первой мировой войны Рерих создал целую серию пророческих картин, предсказывающих события, которые потрясут мир. Эти картины были также не поняты современниками, как и три предыдущие.

Николай Рерих. Ангел последний
Николай Рерих «Ангел последний»

«Ангел последний», 1912 г. В багровых тонах и дыме пожаров во все небо неумолимо и неотвратимо встал Ангел последний. Языки пламени поглощают стены городов, их башни и соборы. Ангел смотрит сурово и осуждающе.

Николай Рерих. Вестник
Николай Рерих «Вестник»

Корабль-вестник приближается к непреступной крепостной стене. Его печальные мачты напоминают кладбищенские кресты. Во всем его облике затаилось что-то тревожное. И только один человек в городе ощущает эту тревогу. Он поднялся на зубчатую стену и пристально вглядывается в странный корабль.

Николай Рерих. Дела человеческие
Николай Рерих «Дела человеческие»

«Дела человеческие». Пустое, оглушающее черное небо. Дым поднимается от развалин беспорядочной грудой уходящих к зловещему, утратившему свою реальность, горизонту. Горизонт искривлен. Он виден только с большой высоты. На холме стоит группа из девяти человек. Они одеты в странные платья. В них проступает что-то библейское, несовременное.

Николай Рерих. Короны
Николай Рерих «Короны»

Совсем непонятной была картина «Короны». Стоят три короля и три короны уплывают в облака. Смысл картины станет ясен несколько лет спустя, когда вихрь революции и мировой войны сметет три царствующие династии Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых. Летом 1914 года началась Первая мировая война, унесшая миллионы жизней и изменившая многое на планете.

В это время вся семья Рерихов (Николай Константинович, Елена Ивановна и два их сына Юрий и Святослав) находилась в Финляндии, тогда еще части России. В 1918 году Финляндия объявила независимость, и Рерихи уже не вернулись на родину. Далее — Индия.

«Делаю земной поклон учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов — спокойный, убедительный, мудрый знанием. Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве все зло, рожденное человекоубийством и грабежом последних лет».

Ситуация сложилась так, что на пути в Индию стояли три страны: Англия, Америка и Франция. В Англии состоялась первая реальная встреча Елены Ивановны с учителем. Несколько позже, все в той же Англии, учитель начала передавать Елене Ивановне философию космической реальности, названной «Живой Этикой».

Махатмы
Махатмы (учитель)

«Живая Этика» была импульсом космической эволюции, формированием нового мышления и нового космического сознания на планете Земля. Она содержала глубокие знания о взаимосвязи человека и космоса, закономерностях их эволюционного развития. Во Франции произошло событие важнейшего значения. В одном из парижских банков была получена посылка с легендарным камнем, осколком метеорита из созвездия Орион. Тайна «Сокровища ангелов» была раскрыта.

На пути в Индию произошли чудесные превращения символов с трех картин Николая Рериха в реальность. «Владыки нездешние» обернулись встречей с учителем. «Сокровища ангелов» превратились в удивительный метеорит, обладавший уникальной энергетикой. Мифическая «Книга голубиная» обрела явные черты философии «Живой Этики». Эти три картины оказались основой жизни Рерихов. В 1923 году Рерихи прибыли в Индию.

В Индии началась реальная жизнь и творчество Рерихов, как вестников космической эволюции. Этому предшествовала важная встреча Николая Константиновича и Елены Ивановны с учителем. Это произошло в Дарджилинге, одном из горных городков (Западная Бенгалия, восточные Гималаи).

«Мы четверо, после полудня, ехали на моторе по горной дороге. Вдруг наш шофер затормозил ход. Мы увидели на узком месте портшез (вид городского транспорта в виде переносного кресла), несомый четырьмя людьми в серых одеждах. В носилках сидел Лама с черными длинными волосами и необычной для Лам черной бородкой. На голове была корона и красное с желтым одеяние. Было необыкновенно чисто. Портшез поравнялся с нами и Лама, улыбаясь, несколько раз кивнул нам головой. Мы проехали и долго вспоминали прекрасного Ламу. Затем мы пытались встретить его. Но какого же было наше изумление, когда местные Ламы сообщили нам, что во всем краю такого Ламы не существует».

Описание этого события имело две стороны: одна сторона — материальная, обычная, а другая — внутренняя, в самой сути той, которая должна была произойти. Человек, сидевший в портшезе, был одним из учителей, который направлялся навстречу с Рерихами в небольшом придорожном храме. Храм был очень странным.

храм Дарджилинг Рерихи в Индии
придорожный храм в Дарджилинге

Он был расположен чуть за Дарджилингом, напротив монастыря Гум. У храма были купола мусульманских мечетей, барельефы представителей различных религий, в частности христианства. За храмом находился чистый источник. Он тоже имел культовое значение. Элементы разных религий на этом храме сделаны достаточно гармонично, не вызывая протеста.

источник Дарджилинг
источник у храма

Оказалось, что это очень интересная история земной духовности, которая время от времени принимала различные формы и имели в своей сути много общего. С учителем Рерихи говорили в первую очередь о Центрально-Азиатской экспедиции. Там же, в небольшом придорожном храме, была поставлена не только цель экспедиции, но и был выработан ее маршрут. Центрально-Азиатская экспедиция стала главным эволюционным действием Рерихов. Она продолжалась пять лет (с 1923 по 1928 гг). Маршрут экспедиции проходил через Сикким, затем захватывал индийский Кашмир, Ладакх, китайский Синьцзян и выходил на территорию СССР, в Москву. Далее шел через Алтай, Монголию, Тибет и завершался в Сиккиме. Это были земли древнейших культур.

Внешне Центрально-азиатская экспедиция выглядела обычно, как и любая другая. Ее участники собирали различные коллекции, открывали новые перевалы, решали интересующие их темы о древних переселениях народов и значения культуры кочевников в истории Запада и Востока.

Подробности Центрально-азиатской экспедиции Рериха

Рериховская экспедиция имела особенности, которые значительно отличали ее от других. Ни одна известная экспедиция не была обеспечена таким количеством первоклассных художественных произведений, как Центрально-Азиатская. Это было не просто желание Николая Рериха запечатлеть виденное. За этим стояло что-то другое, не сразу понятное. В сюжетах картин художника была какая-то неразгаданная тайна. На сиккимском маршруте Рерихом была создана уникальная серия картин, где на каждой картине царила священная гора Канченджанга.

Жемчуг исканий Рерих
Николай Рерих «Жемчуг исканий»

Два странника на склоне горы перебирают жемчуг, нанизанный на четки. Жемчуг исканий.

Николай Рерих картины Азиатской экспедиции
Николай Рерих «Помни»

Всадник на белой лошади покидал хижину, стоявшую в горах. «Помни», казалось, говорил он, провожавшей его женщине.

Мощь пещер Рерих
Николай Рерих «Мощь пещер»

Человек, чье лицо было неразличимо, стоял в глубокой задумчивости на пороге пещеры. Вход в нее был освящен загадочным искрящимся светом. Источник его был неясен, ниже, чем глубины.

Николай Рерих. Звезда Матери мира
Николай Рерих «Звезда Матери мира»

Под звездным ночным небом шел усталый караван, и голубым пламенем сверкала над ним планета Венера, звезда Матери мира.

Страна Рериха была реальной и нереальной. Кто-то невидимый и мудрый руководил поступками людей этой страны. Кто-то ставил таинственный цели, которые они выполняли. Соприкосновение Николая Константиновича с Махатмами, Великими Душами, делало не особую сильную энергетику произведений его искусства. Поэтому Рерих, не обращая внимания на трудности похода, писал картины, для которых нужна была спокойная жизнь. Сам экспедиционный маршрут, где бывали великие Учителя, обладал высокой энергетикой. И эту энергетику Рерих аккумулировал в своих картинах.

Вслед за его «Страной» Николай Константинович создал серию картин «Знамена Востока», в которой изобразил великих личностей, двигавших космическую эволюцию нашей планеты в разное время и разные эпохи ее истории. Среди них были «Будда победитель», «Знаки Христа», «Мухаммед на горе Хира», «Моисей водитель», «Конфуций справедливый», «Сергий строитель», «Падмасамбхава», «Дозор Гималаев». Всю эту серию возглавляла символическая картина «Матерь мира».

Будда победитель Рерих
Николай Рерих «Будда победитель»
знаки Христа Рерих
Николай Рерих «Знаки Христа»
Конфуций справедливый Рерих
Николай Рерих «Конфуций справедливый»
Моисей водитель Рерих
Николай Рерих «Моисей водитель»
Мухаммед на горе Хира Рерих
Николай Рерих «Мухаммед на горе Хира»
Падмасамбхава Рерих
Николай Рерих «Падмасамбхава»
Сергий строитель Рерих
Николай Рерих «Сергий строитель»
Дозор Гималаев Рерих
Николай Рерих «Дозор Гималаев»
Матерь мира Рерих
Николай Рерих «Матерь мира»

Никакого материала для этой экспедиции у Николая Константиновича не было. Единственным источником были его видения. Последней серией картин, созданной Рерихом в экспедиции, была серия Майтрея, в которой отразились идеи о новой эволюционной эпохе в жизни человечества. Серия начинается с картины «Великий всадник» или «Шамбала идет».

Великий всадник Рерих
Николай Рерих «Великий всадник»

Под мифологическим названием «Шамбала» скрывалось реальное местопребывание группы великих Учителей или космических иерархов. Картина по стилю напоминает буддийскую храмовую живопись. Сам же всадник похож на традиционного воина света. Майтрея победитель. Грядущий Будда изображен облачным всадником на красном закатном небе.

Майтрея победитель Рерих
Николай Рерих «Майтрея победитель»

Именно картины, сделанные Николаем Константиновичем в Центрально-Азиатской экспедиции, своим художественным исполнением и уникальной энергетикой, привлекали художников, ученых, крупных политических деятелей, мыслителей. Рерих отразил Дух гор, Дух космоса, что-то постоянное и вечное. Его создание было космическим, а духовность была главным источником его силы. Это был голос истины, красоты и культуры. Именно такому человеку была поручена важнейшая эволюционная задача на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Эта задача была теснейшим образом связана с великим космическим законом. В эволюции высшее ведет за собой низшее.

Все энергетические процессы, которые проводит высшая энергетическая материя на земле, должны быть выше человеческой энергетики. Если этого не будет, движение не произойдет. Высшее должно дать людям механизм, чтобы низшее сдвинулось в эволюции дальше. Центрально-Азиатская экспедиция и была пространством этого механизма. Этот энергетический механизм назывался — закладка магнитов. Магнит, о котором идет речь, представляет собой энергетическую пространственную структуру. Для ее формирования нужен источник высокой энергетики. В Центрально-Азиатской экспедиции было три таких источника. Первый — это метеорит с особой энергетикой (высоко-вибрационной, огненной). Вторым источником была Елена Ивановна Рерих, чья обычная энергетика была обновлена на огненную. Третьим источником являлись картины Николая Константиновича, созданные во время экспедиции. Он писал их, несмотря на трудности экспедиционного маршрута, пространство которого было наполнено высокой энергетикой. Эта энергетика пронизывала полотна художника.

Елена Ивановна Рерих
портрет Елены Ивановны Рерих

Такой магнит, согласно философии космической реальности, преображает идею пространства в действии. Это движет эволюцию и повышает эволюционный уровень планеты. С помощью этого действия меняется и сознание человечества. Когда эти магниты заложили по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, тогда этот маршрут превратился в эволюционную реку, которая идет и несет в космос то, что нужно земле.

В рериховской экспедиции была еще одна особенность, которой не было ни в одной другой экспедиции XX века. Казалось, что рядом с экспедицией проходила какая-то тайная тропа. На ней возникали странные неизвестные люди. Они сообщали загадочные вести, совершали неожиданные поступки. Среди них были Ламы, сказители и просто встречные путники. На каждом этапе пути происходило нечто, что потом требовало и расшифровки, и осмысления. Записи в дневниках Рериха содержат немало подобных фактов. Если свести их воедино, но получится уникальная картина внутренней истории экспедиции, так не похожая на историю внешнюю. Через годы стало ясно, что тайная тропа была дорогой помощи Учителя тем, кто идет по долгому и сложному пути космической эволюции.

Сразу же после экспедиции встала проблема организация новой науки и новой системы познания. Живая Этика содержала в себе не только новую систему познания, которая соответствовала формирующемуся космическому мышлению, но и указывала новый путь развития самой науки. Новая система познания — это синтез науки и метанауки (знание экспериментальное и полученное в пространстве космической эволюции). В таком подходе заново открывался источник древнего знания. Объединялись мировоззрения Востока и эмпирические открытия Запада.

«Современная наука, отмечала Елена Ивановна Рерих, быстрыми шагами идет навстречу всем великим истинам, изложенным в восточных философиях и религиях. И скоро, очень скоро они друг с другом встретятся и протянут другу другу руки».

Из Дарджилинга Рерихи переехали в Кулу, горную долину в западных Гималаях. Там они основали гималайский институт научных исследований, который назвали Урусвати (свет утренней звезды). Кулу оказалась весьма подходящей для работы такого института и служила Рерихам для дальнейшего проживания в Индии. Эта удивительная высокогорная долина привлекала Рерихов богатством древних памятников, своей интересной древней историей. Выбор места под этот институт был связан с указанием самого учителя.

С самого начала в институте Урусвати применялась методология новой науки. Были открыты отделы, носившие синтетический характер и объединявшие различные научные отрасли. При археологическом отделе существовали секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства — истории лингвистики и филологии. Отдел естественных наук занимался ботаникой и зоологией, метеорологическими и астрономическими наблюдениями, исследованием космических лучей в высокогорных условиях. В медицинском отделе, наряду с изучением древней тибетской медицины и фармакопии, была организована биохимическая лаборатория, в которой разрабатывали средство против рака. Вся семья Рерихов участвовала в организации и работе института. Крупнейшие ученые различных стран сотрудничали с Урусвати и участвовали в его программах. Наиболее тесное сотрудничество установилось у Рерихов с учеными Индии. Среди западных ученых, сотрудничающих с институтом Рерихов, можно назвать Эйнштейна. Советский академик Николай Вавилов, вплоть до своего ареста вел переписку со Святославом Рерихом по проблемам ботаники.

Духовные знания, накопленные в Гималаях, получали экспериментальное подтверждение в работах института. Именно в Урусвати начинали познавать магнитные энергии, токи, химические лучи, иные состояния материи. Идея, что причина многих земных явлений лежит в космосе и мирах более высокого состояния материи, пронизывала концепции этого уникального исследовательского центра. Институт стал первым учреждением, где закладывались основы новой науки будущего.

«Станция должна развиться в город знания», — отмечала Елена Ивановна Рерих. «Мы желаем в этом городе дать синтез научных достижений. Потому все отрасли науки должны быть впоследствии представлены в нем. И так как знание имеет своим источником весь космос, то участники научной станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям. И как космос неделим в функциях, так и ученые всего мира должны быть неделимы в своих достижениях. Иначе говоря, объединены в теснейшем сотрудничестве.

Вскоре наступили времена, когда нельзя было думать не только о городе знаний, но и о дальнейшем развитии самого института. Мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. прервал финансирование Урусвати. Вторая мировая война окончательно сделала его деятельность невозможной. Институт был законсервирован.

Следующим эволюционным действием, которое началось по плану Учителя, стал международный договор — Пакт Рериха (см. выше). Почти в то же время Николай Рерих начинает писать свою пророческую серию. В 1931 году он пишет «Цветы Тимура». Сторожевая башня с пламенем, вещающим об опасности. Всадник в полном вооружении седлает коня.

Цветы Тимура Рерих
Николай Рерих «Цветы Тимура»

Картина «Армагедон» была написала Рерихом в 1936 году. Изображенное на ней прямо свидетельствует о грядущих событиях. Горящий старинный город и уходящие из него люди. Все то, что потом произойдет в Европе, будет выглядеть также. Разбомбленные горящие города и вереницы беженцев, уходящих в никуда.

Армагедон Рерих
Николай Рерих «Армагедон»

Неожиданно в серии появляется русский былинный богатырь Святогор. Какой подвиг предстоит ему совершить — было еще не ясно. Со Святогором в пророческую серию вошла Россия.

Святогор Рерих
Николай Рерих «Святогор»

В 1940 году вновь «Армагедон». Пламя и дым застилали жилища. В небе отражались искры багряного огня. Второй «Армагедон» являлся вторым указанием на войну, в которую неизбежно будет втянута Россия.

второй Армагедон Рерих
Николай Рерих «Армагедон»

«Вестник от Гималаев» указывает на место, откуда шли предупреждения.

вестник от Гималаев Рерих
Николай Рерих «Вестник от Гималаев»

За этой картиной следует «Богатыри проснулись». В огромной тайной пещере просыпаются русские богатыри в боевых доспехах. Именно они примут первый удар.

Богатыри проснулись Рерих
Николай Рерих «Богатыри проснулись»

Затем Рерих пишет полотно «Весть Тирону», вложив в основу легенду о Тироне, которые не поверил вести о грозящей опасности, поэтому погибает.

весть Тирону Рерих
Николай Рерих «Весть Тирону»

Картину «Слепой» художник написал в начале 1941 года. По улице старинного города мечется человек, который не понимает, что происходит и куда ему бежать. В этом своем метании он все ближе и ближе оказывается у горящих домов, из которых вырывается пламя и несутся горящие искры.

картина слепой Рерих
Николай Рерих «Слепой»

Уникальная картина «Гессар-Хан», покоряющая своей трагической красотой. Во все небо красные полыхающие краски. Не известно, отражение ли это многочисленных пожаров или кровавый закат. На этом страшном фоне маленькая стремительная фигурка всадника, натянувшего лук, из которого вот-вот вылетит стрела, чтобы сообщить людям о неизбежности надвигающейся страшной беды.

Гессар-Хан Рерих
Николай Рерих «Гессар-Хан»

Вся серия была предупреждением о грозящей России войне, но на родине этим предупреждениям не поверили. Также, как не поверили донесениям советской разведки, сведениям дипломатов, информации из самого военного ведомства Германии. 22 июня 1941 года германские войска перешли границу СССР. Началась долгая и изнурительная война. 1942 год был самый трагический, и в какой-то мере казался безнадежным. В этот роковой год, когда вражеская армия захватила огромную территорию СССР, Николай Константинович пишет полотно, которое назвал одним совмещающим словом — «Победа». На фоне горного пейзажа русский богатырь мечом уничтожает дракона зла и войны.

Победа Рерих

Эти точные пророческие картины свидетельствуют не только о способностях Рериха-художника, но и о многом, что окружало его, что связано с процессом космической эволюции. В мае 1945 года окончилась война. Россия праздновала победу. Завершилась война, но не закончилась борьба между старым и новым, между светом и тьмой. Эта борьба проходит через всю историю человечества с древнейших времен и кончая нашими днями. Она имеет космический характер. Старое всегда выступало против нового. Невежество против высокой образованности. Умственная недоразвитость против интеллекта и мудрости. Самость против ответственности за будущее планеты. Тьма против света. История человечества имеет не мало примеров гибели тех, кто проповедовал новое, борясь со старым, уже отжившим, с тем, что мешало эволюционному движению. Сторонников нового мышления сознания во все века жгли на кострах, рубил им головы, вешали на позорных столбах или предательски убивали из-за угла. В XX веке противостояние света и тьмы достигло кульминационного напряжения, которое сопровождало формирование нового сознания. То, что Рерих в те времена делали, было многим жителям земли неясно. Против новых идей выступали не только отдельные личности, но и целые организации, в том числе, церковь. Ложь, клевета, невежественные выступления грамотеев затрудняли миссию Рерихов, столь необходимую для человечества.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]