В Старой Ладоге есть замечательный художник Татьяна Козьмина. Она, как и Рерих, считает, что здесь
«Все дышит историей. С первого взгляда это не очень ощущается, это нужно уметь вычленить. Для этого нужны некоторые знания и тогда начинается абсолютно трепетное отношение к каждому бугорку, старому дереву. Везде что-то было. История в этом месте живая. Старую Ладогу как-будто законсервировали несколько веков назад. Сегодня здесь до сих пор сохранился настоящий патриархальный быт.»
Именно это и очаровало художницу Татьяну Козьмину. В Старую Ладогу она приехала еще студенткой. Художник работает в почти забытой технике. Ее фотографии, не иллюстрации, а совершенно самостоятельные картины. Художницу даже пригласили дополнить иллюстрациями трехтомный словарь Даля — словарь пословиц русского народа. Работы Татьяны Козьминой можно увидеть на выставке «Точки притяжения» в Староладожском Историко-Архитектурном и Археологическом музее-заповеднике.
Ладожские просторы очаровали не только современницу. Еще в XIX веке сюда, к берегам Волхова, съезжались знаменитые русские живописцы и графики. Имение Успенское, которым владел меценат, коллекционер и просто любитель искусства Алексей Романович Томилов, всегда было художественной меккой. Это место ладожане до сих пор называют «Томиловский парк» или «Томиловская сопочка». Хотя от деревянного господского дома уже ничего не осталось. В начале прошлого века дом сгорел. Теперь на его месте лишь безликие хозяйственные постройки, уже послевоенного времени. Дом Томилова был развернут главным фасадом на реку Волхов. Был спуск к воде по лесенке. Внизу, у самой воды, были вырыты два пруда, в которых плавали лебеди.
Хозяева Успенского всегда отличались гостеприимством. Кто здесь только не бывал: Кустодиев, Кипренский, Рерих, Орловский. Айвазовский в этом имении был много раз. Федор Иванович Заболотский, выходец из бедной крестьянской среды, не имевший средств учиться в Академии, но обладающий божьим даром, встретился также на своем жизненном пути с Алексеем Романовичем Томиловым. Чем больше гостей бывало в имении, тем богаче становилась домашняя коллекция. Томилов постоянно покупал живопись на аукционах, становится владельцем работ Рембранта. Большинство картин остались в Успенском, как подарки радушному хозяину.
Сегодня от усадьбы Успенское почти ничего не осталось. Только каменный флигель, в которой хранится часть музейной коллекции. Он носит название «Дом Шварца». Самой коллекции, в отличии от усадьбы, повезло больше. После революции наследник Томиловых Шварц привез ценности из усадьбы в Петербург и подарил Русскому музею и Эрмитажу. Среди художественных произведений есть красивые виды Старой Ладоги (магистраль, которая ведет из варяг в греки, по которой проплывал Рюрик).