Герой Калевалы Вяйнямейнен

Герой Калевалы Вяйнямейнен

Вяйнямейнен в выборгской Карелии. Выборг была столицей южной Карелии в те времена, когда это была территория Финляндии. Что представлял из себя Выборг раньше? Визитной карточкой город был выборгский замок и памятник Вяйнямейнену.

Дело в том, что раньше мимо парка Монрепо проходил кораблик, с которого открывался потрясающий вид на статую Вяйнямейнена в парке Монрепо. Вяйнямейнен — мифический отец финского народа, создатель всего того, что умеют делать люди: хорошо строить, делать лодки, добывать огонь, ловить рыбу. О нем рассказываются сказки, мифы, легенды. Был ли у него исторический прототип — человек, никто не знает.

Вяйнямейнен — это литературный герой, персонаж поэмы «Калевала». Ее впервые напечатали в Финляндии в 1835 году. Калевала состоит из отдельных песен или рун. Эти руны были всегда в памяти народной. Их знали наизусть сказители, которые напевали огромные куски текста. В письменном виде Калевалу никто не видел. Один врач прошел многие места в Карелии, лечил людей и записывал эти руны. Впоследствии он издал Калевалу в 1835 году.

Вяйнямейнен
Вяйнямейнен в музее изобразительных искусств Петрозаводска

В Выборге памятник Вяйнямейнену был поставлен впервые в 1831 году, за четыре года до публикации Калевалы. Это первый в мире памятник герою литературного произведения.

Вяйнямейнен
как выглядела предыдущая статуя Вяйнямейнена в парке Монрепо

В 1873 году памятник был обновлен, но выглядел уже немного иначе. Он простоял до 1940 года. Версия памятника была из цинка. Его сделал скульптор Иоганес из очень бедной семьи, проживавшей под Выборгом в селе Торфяновка. У него появилась учительница, которая обучила его грамоте и привезла в Выборг, где он учился. Выборжане заметили мальчика, собрали деньги и отправили талантливого воспитанника города в Европу.

Петербургский предприниматель Юлиус Крон очень помогал скульптору. Отец Юлиуса был пивоваренным промышленником. Деньгами, которые приносила пивоварня Крона (настоящее название Хайнекен), меценат помогал молодому человеку. Это была первая коммерческая пивоварня во всей России. Когда Крон женился на дочери выборгского бургомистра, он поселился в Выборге и стал помогать писателям, художникам, актерам и скульптору Иоганесу. Он помог ему организовать поездку в Данию, где Иоганес учился у отца и сына Биссена (они сами были когда-то учениками великого скульптора). Таким образом, совершенно бедный мальчик, не имея никакого образования, попал в настоящее европейское искусство, а впоследствии принес его в дикую, в плане искусства на тот момент, Финляндию. Именно ему поручили сделать статую Вяйнямейнена.

Первоначально он сделал набросок (слева) Вяйнямейнена, играющего на кантеле волшебную музыку, от которой все зачаровываются.

Герой Калевалы Вяйнямейнен

Первоначальная статуя 1831 года напоминала больше воина, а не мудреца. Ее сделал датский скульптор, привез ее в Выборг и поставил на территории имения Монрепо. Статуя из гипса простояла сорок лет, но хулиганы ее разбили в 1871 году.

Только в Выборге был открыт вход в парк Монрепо для простых людей.

Семья Николаи, владельцы имения Монрепо, обиделись на людей и закрыли парк для входа. Тогда выборжане собрали деньги и сделали второй памятник, чтобы вернуть на прежнее место в парке.

Сегодня все финны знают Калевалу. Это как для русского народа сказка «О рыбаке и рыбке».

По сюжету, Вяйнямейнен известен тем, что с другими героями боролся за волшебную мельницу «Сампо». Она молола муку, соль и золото. Вяйнямейнену пришлось биться за мельницу Сампо с колдуньей — старухой Лоухи.

В сувенирных магазинах Выборга продаются очаровательные финские балки-ежки Лоухи:

финская баба яга Лоухи
карельская баба яга Лоухи

Вяйнямейнен считается особой священной фигурой в культуре и истории Выборга. Есть версия, что в древности святые скалы парка Монрепо были местом поклонения языческим богам. Здесь совершались священные действия. Мимо этого места был судоходный пролив, по которому ходили суда из северо-западного Приладожья. На скалах торговцы и воины останавливались, чтобы набрать пресной воды, поклониться богам. Возможно, на этих скалах служили шаманы, входили в транс и состязались друг с другом в обрядах. И если это так, то это происходило на том месте, где находится статуя Вяйнямейнена.

С карельской культурой и вселенной Калевала можно познакомиться в музее изобразительного искусства Петрозаводска:

финская культура
фрагмент картины в музее Петрозаводска
финская культура
  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]