С момента строительства Санкт-Петербурга, с 1701 по 1720 гг., была объявлена принудительная трудовая мобилизация крестьян, когда на строительные работы и перевозку грузов с каждого двора забирался человек с лошадью. Каждому рабочему полагалось жалование, но оно выплачивалось не регулярно (деньги на эти цели собирались с местного населения вдобавок к имеющимся сборам), потом и вовсе его отменили. В 1720 г. на работы по строительству городов стали брать добровольно крестьян-отходников. В 1702 г. на строительство Сясьской судоферфи из Тихвинского края были взяты кузнецы, плотники, возчики, строительные рабочие. Место их сбора был Тихвинский посад и Воскресенский Лучинский погост. Многие грузы транспортировались через Тихвинский край. С 1705 г. на Сясьсякой верфи сооружали малые суда, шлюпки, буера, крупные корабли сооружали на Новой Ладоге. Тяжелые трудовые условия на вервях вели к частым гибелям крестьян.
Чтобы обслуживать флот и городскую стройку, были восстановлены тихвинские крестьянские промыслы по добыче железа на местных болотах. Тихвинские кузнецы занимались заготовкой железа, его обработкой, производством скоб, якорей, гвоздей, молотков в большом количестве. Профессия кузнеца была самой востребованной. Многих с семьями переселили в Новую Ладогу и Санкт-Петербург. Тихвинские дворы пустели, и кузнецам было некогда заниматься крестьянскими заботами. К концу Северной войны они выполняли заказы частного купеческого судостроения. К 1706 г. все посадские люди были разделены на три категории: обедневшие торговые и ремесленные люди, пашенные люди (монастырские служители); купцы и ремесленники во главе с бургомистром (тихвинский магистрат); кузницы (приписанные к адмиралтейству и верфям).