
VI ЧАСТЬ
Культура народа является частью его истории. Древняя Русь в пору своего государственного становления испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из сильных государств мира. Это заимствование не было копированием. Это было приобщение культуры Византии к своему глубинному опыту и представлению о прекрасном. Византийская церковь внесла во все виды искусства совершенно иное содержание. Если в языческом искусстве утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то в церковном искусстве воспевалась победа духа над плотью. В итоге это привело к феномену русской культуры. Рерих рассматривал искусство в синтезе, в общем укладе всей жизни. Он искал единый корень мирового искусства и нашел его в бездонных глубинах прошлого. Рерих писал, что об искусстве и культуре надо думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Из всех условий надо хранить то, чем жив дух человеческий. Для того, чтобы хранить, нужно знать это сокровище. А для знания, нужно изучать.
Поставив перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры и иконописи, различных стилей и школ, Рерих отправился в путешествие по древне-русским городам, чтобы запечатлеть на полотнах каменную летопись страны. Это не мертвые памятники, это сильнейшие свидетели напряженного русского прошлого на его индивидуальном историческом пути. Они полны вечной жизнью народа. Они вещают о далеком прошлом и свидетельствуют о великом будущем. Сильную и радостную красоту увидел Рерих. «Красоту надо возродить. Надо привести ее в жизнь, разлить в мире», — говорил Рерих.
В 1894 году Троице-Сергиева лавра, Волга, Нижний Новгород, Крым. В следующем году Киево-Печерская лавра, тайны пещер, стена нерушимая. В 1896 — 1897 гг. по пути «из варяг в греки», Шелонская пятина, Волхов, Великий Новгород, Святая София, Спас Нередецкий. В 1899 году Псков, Мирожский монастырь, погосты, Вышгород. В 1901 и 1902 гг. опять новгородская область, Валдай, Пирос, Суворовское поместье. В 1903 году большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани до границы литовской. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных.
Русь на протяжении многих лет была строением деревянной архитектуры. Ее крепости, терема, избы строились из дерева. Эти древние постройки не сохранились, но их архитектурный стиль дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, древних описаниях и рисунках.

Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусные строения с башенками или теремами, художественная резьба по дереву.




Если истоки деревянной архитектуры исходят в основном к Руси языческой, архитектура каменная уже связана с Русью христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле стоившие жилища и храмы из камня. Мир христианства, Византии, принес на Русь свой строительный опыт и традиции — сооружения церквей по образу крестово-купольного храма. Первые русские храмы в конце X века были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. Их купола имели вид полушария. Классическим образцом этого стиля являлся храм Святой Софии в Константинополе.

Но уже и Киевский Софийский собор XI века отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма, своеобразная ступенчатая пирамида русского деревянного зодчества.

Храм Святой Софии Киевской Рерих запечатлел на своей картине «Ярослав Мудрый».

В том же XI веке были построены Софийские храмы в Новгороде и Полоцке. Известны пятнадцать каменных храмов подобного стиля, построенные на Руси в XI-XII вв. Формы купола храма постоянно менялись. Ранние главы были подобный воинским шлемам, напоминавшим, что в этом мире христианская душа, словно воин, должна хранить свою святую веру православную.

Постепенно купол вытягивался, приобретая форму пламени, луковицы. Луковичные храмы изображают собой небесный свод.

В XII веке по Руси прошагали однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние ступенчатые пирамиды. Спас Нередицкий древнейший из них, шедевр архитектуры того времени. Основанная в 1197 году князем Ярославом Владимировичем, Спасская церковь, по древности и сохранности, являлась памятником исключительным. Такие одиночные среди пустой равнины церкви очень типичны для новгородского пейзажа. То там, то тут, при каждом новом повороте белеют они. На пустом берегу Новгорода и Старого городища стоял Спас одинокий. Позднейшая звонница, даже ненужный пристроенный сарайчик, все спаялось в живом силуэте.

Однокупольный храм, на подобии Спаса Нередицкого, мы встречаем в различных картинах Рериха. Среди них «Сергиева Пустынь», «Святые гости».

Псковское село Сенно, расположенное рядом с Изборском, привлекло внимание Николая Рериха необыкновенными воротами погоста, сложенными во второй половине XVIII века из местного камня-плетняка. Ворота изображены вместе с крыльцом-ризницей Псково-Печерского монастыря. На этой же картине за воротами погоста виден купол церкви Георгия Победоносца, расположенной на пригорке села Сенно. Световой барабан храма украшен рельефным фризом

Здесь же Рерих изобразил и звонницу Георгиевского храма XVI века. На другом этюде «Псковский погост» эта звонница представлена во всем своем величии, грандиозная и суровая с виду.

Звонница такого же типа изображена на картинах Рериха «Сергиева Пустынь».
Сергиева Пустынь, 1933 г Сергиева Пустынь, 1936 г
Элементы вокруг псковского погоста и звонницы можно видеть на картине и эскизе «Странник светлого града» 1933 года.
Странник светлого града, эскиз Странник светлого града
Третий вариант этюда «Псковский погост» был дополнен архитектурным ансамблем Псково-Печерского монастыря.

Печоры, по уютности и вековому покою, по интересным строениям, мало что сравняется во всей Средней Руси. Стены, обитые литовцами, стекают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам. Церкви XII века, деревянный переходы, звонницы, все это тесно-сжатое дает необыкновенное впечатление.


В глубине оврага дворик, обставленный странными разноцветными зданиями, отображенными художником на картине «Печоры».

Именно этот уголок Псково-Печерского монастыря (картина «Печоры. Внутренний вход со старой звонницей») был воссоздан художником позже на картине «И мы приносим свет».


На несохранившейся картине Рериха «Дом божий» еще одно изображение Псково-Печерского монастыря.

О Псково-Печерском монастыре Рерих писал: «Наш монастырь особенный. Отойдите в темную ночь подальше от монастыря, да оглянитесь вокруг. Кругом мрак беспросветный. Зги не видать, а над монастырем светло. Может быть это от огней монастырских. Вот и другие, кто не знает, так говорят. Какие в монастыре огни? Два фонаря керосиновых, да две лампы перед иконами. Вот и все освещение. Нет, это свет особенный…»

Одному из древнейших поселений Руси Изборску художник посвящает несколько картин. Изборск, куда прибыл легендарный Трувор, упоминается в «Повести временных лет» в повествовании о призвании на Русь в 862 году варяжских князей. Этот город кривичей появился задолго до образования Киевской Руси. Позже он стал сторожевым форпостом на западных рубежах новгородской земли, прикрывавшим дорогу на Псков и далее на Новгород со стороны Ливонии. Немецкие крестоносцы называли Изборск железным городом. В ту далекую пору под его стенами происходило немало битв, о чем свидетельствует древнее захоронение, покрытое продолговатыми и исполинскими плитами. Среди них особо выделяются огромные, высотой более двух метров, слегка отклонившийся назад каменный крест, вырубленный из цельного камня. Это захоронение местные жители называли «могилой Трувора». Концы креста слегка расширяются от средокрестия в стороны. Еле заметные буквы, стертые временем, говорят о какой-то надписи на славянском языке. В исторических источниках он датируется XIV — XV вв. Подобные кресты характерны для Псковского церковного зодчества. Словно человек с раскинутыми в стороны руками, этот крест как бы загораживает вход на городище, не пускает на него пришельцев.

Первая Изборская крепость, находившаяся на территории Труворова городища, была открыта со всех сторон. И в военном отношении была не удобна. Потому в 1303 году Изборск был поставлен на новом месте, на Жеравьей горе, в полукилометре от старого городища.

Крепость, застывшая теперь в гордом молчании, уже семь веков торжественно стоит, поражая своей монументальностью и грандиозностью. Словно грудь героя выпятилась именно западная лобовая стена, оснащенная высоченными башнями, как бы шагнувшими вперед в сторону противника, они настойчиво и уверенно тянут ее за собой, как на этюде Рериха «Изборск. Башни»


С первого взгляда кажется, что все башни одинаковые, как солдаты в серых шинелях, и подобны друг другу. Но это лишь мимолетные впечатления. Их могучие объемы создают ощущение дикой чудовищной силы. Крепостей, подобных Изборску, нет в древнерусском зодчестве. Богатырями земли русской представились они Николаю Константиновичу Рериху. Он запечатлел их на холсте небольшого этюда плотной группой, как бы стоящей плечом к плечу. То же ощущение силы художник передал в своих более крупных произведениях «Дозор» и «Тайник», где могучий строй удвоенных по числу изборских башен предстает перед зрителем во всем величии, в своей непревзойденной суровой красоте и лаконичности. Эти башни являются настоящим эпосом народа.
На картине «Изборск. Городские стены» между двумя башнями просматривается Никольский собор. Он упоминается в летописях 1341 года, и Никольским назван не случайно. Имя Святого Николы было чрезвычайно популярно в Древней Руси. Особенно в псковских землях, где ему были посвящены главные соборные храмы. Никольский собор в Изборске был знаменем этого пограничного города, символом его стойкости. Собор сложен из той же группы околотой местной плиты, что и крепость. С Севера к нему примыкает высокая двухъярусная колокольня. Собор представляет собой строгий тип однокупольного храма, почти лишенного каких либо украшений, который наряду со Спасом на Нередице мог послужить прототипом однокупольных храмов на полотнах Николая Рериха.
Те же простые и суровые очертания видно на картинах «Никола», «Белый город», «И мы трудимся», «Старый Псков», «Сам вышел».








Николай Рерих сумел написать не только внешность храмов, но и описать их поэзию. Он почуял сказку времени.