Российская Империя и Советский Союз: железные дороги и промышленность

история создания Российской Империи

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Когда Российская Империя заканчивалась, в ней было 56 000 км железнодорожных магистралей. Всего железных дорог (от начала Первой мировой войны) в Российской Империи было 73 000 км (со вторыми путями). В Советском Союзе протяжённость магистралей была 227 000 км (1:4). Скорость поезда в Российской Империи была около 30 км/час. К 1900 году из 73 000 км путей было построено уже 53 000 км. С 1900 по 1904 гг. построено 6 380 км ж.д. путей. С 1905 — 1909 5 260 км, с 1910 года до начала войны — 3 570 км. Каждое следующее пятилетие железных дорог строилось меньше, чем в предыдущий год. При этом до 1960-х гг. железных дорог в России не хватало.

После русско-японской войны российское правительство к постройке железных дорог стало относиться попустительски (из-за нехватки средств, переключения на другие интересы и т.д.). С 1910 года темпы строительства железных дорог по сравнению с концом XIX века были меньше в 2,5 раза.

В Советском Союзе железные дороги были в 4,5 раза эффективнее (грузонапряженность), чем в Соединенных Штатах. Таким образом, в Российской Империи шел постоянный спад строительства, была зависимость от иностранного капитала (французского). При Советском Союзе гораздо более бодро и эффективно.

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В 1903 — 1910 гг. наблюдался рост ввоза металлических изделий в Россию. Закупки велись за рубежом. Вывоз при этом составлял 1,5% от ввоза. В этот период в Англии, Франции, Австро-Венгрии вывоз составлял намного больше, чем ввоз. Россия полностью зависела от поставок извне. Основные статьи ввоза: станки для обработки металлов, автомобили, электрические машины, двигатели. С такой промышленностью Россия вошла в Первую мировую войну.

В Российской Империи была своеобразная власть — буржуазия, которая была слабее, чем на западе, но власть имела большую. Это накладывалось на архаичное аграрное государство. До войны постоянно шел упор на то, что надо все передавать в частные руки, обосновывая это тем, что коммерсанты, заинтересованные в своей прибыли, сделают все дешевле, быстрее и лучше благодаря здоровой конкуренции. В мирное время так и было. Во время войны предприниматели вступили в корпоративный сговор и, учитывая спрос, значительно завысили цены по сравнению с казенными. Во время войны владельцы промышленных компаний пытались сорвать возможность строительства казенных военных заводов. Вывод такой, что казенные заводы должны быть во всех отраслях, необходимых для развития инфраструктуры армии.

В Белоруссии основная промышленность сохранилась под крылом государства.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]