Картина Рериха: Перекресток путей Будды и Христа

Рерих картины Будда

Картину «Перекресток путей Будды и Христа» создал человек необыкновенной судьбы, который прожил яркую жизнь и очень высоко поднялся в своем видении мира. Рериху не была безразличная судьба всего человечества. Рерих пробуждает нашу жизнь и наше сознание осознавать себя в масштабах беспредельности. Картины Рериха объединяет концепция космической эволюции человечества. Его картины повествуют об истории планеты.

В 1923 году Николай Рерих совершил экспедицию в Центральную Азию, ставшую открытием в географической науке. Рериха всегда привлекал Великий индийский путь. Его интересовали истоки древней индийской и русской культуры, что их объединяет.

Картина «Перекресток путей Будды и Христа» была создана в городе Лехе, в столице индийского Ладакха на севере Индии, где Рерихи остановились в конце августа 1925 года почти на месяц. Лех стоит на перекрестке дорог. Через этот город проходил когда-то шелковый путь. Здесь сошлись многие торговые пути, который связывали Индию, Китай, Монголию, Тибет. Перекресток соединял Восток и Запад, пространство и время тысячелетий.

Рерих картины Будда
Николай Рерих «Лех столица Ладакха»

В 15 км от Леха находится Ше — бывшая летняя столица Ладакха и королевская резиденция. Само по себе место Ше — древнее. Оно окружено горными хребтами Каракарума, Тянь-Шаня, Кунь-Луня, Гималаев. На вершине горы сохранился бывший королевский дворец, построенный в XVII веке. Ниже по склону, по приказу короля, был построен монастырь. У дороги, у самого подножия горы, стоит древняя ступа.

Ше бывшая летняя столица Ладакха
Ше — бывшая летняя столица Ладакха

Николай Рерих так и назвал свою картину «Ступа Ше». Но у картины есть и другое название «Перекресток путей Будды и Христа». Эта картина напоминает старинное предание. Летняя ночь. Звездное небо. На горном склоне виднеются остатки крепости и строения монастыря. Большая ступа у подножия горы в лунном освещении. Этот мягкий свет придает романтическое волнительное настроение этому необычному месту, соединившему два величайших имени в истории человечества. Картина привлекает своим необычным колоритом, цветовым и линейным ритмом, всей своей композицией. Буддийская ступа — доминанта композиции. Она держит все пространство картины, собирая все линии и подчиняя все смыслы. В чем идея ступы в традиции Востока? Это модель вселенной, путь к просветлению с точки зрения буддийской философии. Это путь от неведения к высшему пробуждению. Осознание связи мира и человека.

Композиция построена по методу золотого сечения. Ступа смещена на треть от центра влево. Это смещение усиливается складками гор, тенями и полутенями. Ступа имеет несколько уровней. Нижний уровень — это квадратное каменное основание — земля, земной план. На этом плане человек обретает знания, вырабатывает или открывает в себе качества, необходимые для просветления ума и сердца (сочувствие, сострадание, любовь, мудрость). Он пробуждает в себе духовные силы. Средний уровень ступы — небесная полусфера, символизирует пробуждение духовных качеств человека от земных ограничений. Обретение синтеза. Это основа просветления. Еще один уровень — это вертикаль, соединяющий собой все уровни, и квадратное основание земли, и полусферу неба. Мировая ось — пространство духовного, где проходит граница земного существования, уровень надземного.

Точка, с которой мы наблюдаем картину, расположена на уровне основания ступы. Это позволяет увидеть ее связь с другими сооружениями. Увидеть ее в определенном архитектурном ансамбле. В картине можно выделить несколько планов. Ближний план — это сама ступа, озаренная светом. Если посмотреть правее и выше, то на склоне видны постройки монастыря, на которых видны отблески света, нежные его блики. Дальний план — почти не освещен. Еле угадываем. Там виднеется крепость на вершине. Этот дальний план только намечен, обозначен графически, силуэтно. Над ним — звезды, дальние миры, необъятный космос. Пространственный треугольник символизирует взаимодействие неба и земли. В то же время вся сценография картины имеет какой-то неразгаданный смысл. Он связан с восхождением, от земли к вершинам, к небу. Это каменистый путь, полный испытаний, преодолений, трудностей, опасностей. Путь познания нового, открытий новый уровней сознания в человеке.

Рерих картины Будда
Николай Рерих «Перекресток путей Будды и Христа»

Диагональные линии, тени, лежащие на склонах гор несут свое предназначение — передать динамику, напряжение, связанное с преодолением высоты — подъёмом на вершины, не только горные, но и духовные, на которых открываются новые горизонты знания, до срока закрытые. Картина передает ощущение простора, внутренней свободы, побуждающей к творению блага и красоты на земле, и везде, где пребывает человек. Все линии в картинах Рериха тяготеют в даль, простор, бесконечность. Тема «пути» в искусстве, как правило, это тема духовного поиска, не ограниченного в пространстве и времени ничем, кроме сознания самого человека.

Сюжет со ступой Николай Константинович повторит еще раз в том же 1925 году в серии «Святыни и твердыни» под названием «Большая ступа Ше».

Рерих Ступа Ше
Николай Рерих «Большая ступа Ше»

И затем еще раз повторит в 1937 году под названием «Ступа Ладкх». Все эти сюжеты имеют разную сценаграфию, разный пластический рисунок, раскрывают разные художественные и философские смыслы. Одно остается неизменным — это бережно хранимые в этих местах легенды о Будде и Христе.

Рерих Ладакх
Николай Рерих «Ступа Ладакх»

Рерих записывал легенды, которые ему рассказывали. Они повествовали, что Будда — сын царя, в поиске справедливой жизни и ответов на вопросы о смысле бытия, решил пройти по Индии в облике простого нищего. Будда уходит далеко, в тайники гор. Предания доводят смелого искателя до Алтая.

Рерих Будда
Николай Рерих «Будда победитель»

Рерихи в своей экспедиции шли практически по маршруту Будды. Когда они тоже дошли до Алтая, то там соприкоснулись с именем учителя через легенды. Староверы им рассказывали о Белом Бурхане. Так на Алтае называли Будду и ждали, что он вернется в назначенный срок и восстановит справедливость в мире. После Алтая Будда вернулся обратно в Индию. Здесь прозвучали его слова о значении общины и труда, смысле познания. Он организовал в Индии общину и передал своим ученикам знания космического порядка — Тхарму. Он воспитывал в своих учениках то, что просветление ума связано с любящим сердцем.

Другая легенда, записанная Рерихом, повествовала о том, что через несколько сотен лет после Будды, через эти же места проходил Христос, который направлялся в своем паломничестве на Восток. Затем возвратился обратно. В этих местах также начинались его первые проповеди и все это было перед тем, как он ушел в Палестину. В криптограммах Востока книги, созданные Рерихами на основе легенд Азии, есть такие слова о Христе: «Учения Будды, Зороастра, старые сказания Вед узнавал он на скрещении путей. Как могу открыть небо людям? — вопрошал он. Почему они оторваны от бытия вечного, к которому они принадлежат». Рерих отмечал, что существует обширная литература о путешествиях Христа в Азии. Существует Тибетский манускрипт, который хранится в библиотеке монастыря Хемес в Ладакхе. В этом манускрипте говорится о пребывании Христа в Индии.

знаки Христа Рерих
Николай Рерих «Знаки Христа»

Задолго до прохождения в этих местах Николая Рериха документ этот был обнаружен другим русским исследователем, который отметил непротиворечивость манускрипта уже известным источником. Перевод им был показан Митрополиту Киевскому Платону, который высказал мнение, что это открытие имеет огромное значение. Перевод был опубликован («Неизвестная жизнь Иисуса Христа») в 1910 году в петербургском журнале «Вестник Знания».

И Будда и Христос говорили о мировой общине, безграничных возможностях человека, его космическом бытии. Они утверждали дисциплину Духа, восставали против сословных предрассудков и говорили оба о духовном значении женщины в жизни мира. Рерих писал: «Решительные сообщения приходят в последний час. Так мы узнали о подлинности рукописи о Христе».

Картина «Перекресток путей Будды и Христа» — это картина-размышление — что-же такое человек, откуда он пришел, куда идет и во имя чего живет? Искусство Рериха помогает изучать исторические процессы в мире.

Почему Рерих создал эту картину в 1925 году? В эти годы Рерихами совместно с учителями Востока создавалась серия книг — учения «Живой Этики», учение о космической эволюции человечества. В 1925 году была подготовлена вторая книга из этой серии «Озарение», где много говорилось о Будде и Христе, об этической сути их учения. С Будды начался период духовной революции, который завершился приходом Христа. Суть их учения одна — принести человечеству не только духовные знания, но и реализовать их в жизни каждого дня. В 1926 году вышла третья книга «Живой Этики» — «Община» — прообраз будущего мира. Все великие учителя приходили в мир с этой идеей.

Рерих использует в картине синий и желтый цвет, что создает ощущение отдаленности гор и приближенности ступы к зрителю. Желтый и синий цвет уравновешены, как земля и небо они гармонично сочетаются. Они не противопоставляются, а взаимодействуют друг с другом. Цвет выражает духовный смысл картины. Тот же смысл несет свет. На земле горы, крепость, погруженные в ночь, стоят несокрушимыми твердынями. В их обрамлении ступа сияет подобно алмазу, подчеркивая крепость учения Будды и Христа. От их учения свет исходит в мир. Свет у Рериха символизирует знания, которые приносили в мир великие учителя человечества Будда и Христос. Свет организует пространство в картине, является его активной силой.

Рерих картины Будда
Николай Рерих «Перекресток путей Будды и Христа»
  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]