Рерих картина Русская Пасха

Рерих картина Русская Пасха
Пасхальная ночь

Картина «Русская Пасха» или «Пасхальная ночь» была создана Николаем Рерихом в Индии в 1934 году. Эта картина очень русская не только по своему сюжету, но и по своему настроению, впечатлению, которое выразил в ней художник. Прожив двадцать лет в Индии, Рерих создавал русские по Духу картины, в которых отражается его сопричастность к судьбе родины, народа, переживания его исторической судьбы. Рерих очень хотел, чтобы эта картина попала на Родину, в Россию. Пройдет много лет, в России откроется общественный музей имени Николая Константиновича Рериха. Меценат музея приобретет эту картину на аукционе и передаст ее в музейную экспозицию, где она займет достойное место в зале, посвященном России.

Время создания картины — исторически очень сложное время. Великая депрессия в начале 30-х гг. в Америке, глубокий кризис, охвативший европейские страны. В Европей уже поднимал голову фашизм, на Дальнем Востоке шла война между Японией и Китаем. Произошла японская интервенция в Манчжурии. В мире было очень тревожно. Все события указывали на то, что мировая война неминуема. Николай Константинович это хорошо понимал, как и то, что России предстоит пережить очень тяжелые испытания. В противовес этим движениям, мировым событиям, еще в 1929 году Рерих предложил мировому сообществу проект — Пакт за сохранение культурного наследия. В начале 1930-х гг. в Европе и США, несмотря на все кризисы были проведены три международные конференции в поддержку Пакта Рериха. В 1935 году он будет торжественно подписан представителями стран Южной Америки и США. О нем благожелательно откликнулись ряд государственных деятелей и представителей культуры на Западе и на Востоке. Так один человек, Николай Константинович Рерих, делал все возможное, чтобы переключить внимание мировой общественности на культуру, так как Пакт выражал собой высокий культурный идеал.

В этот период в России шла борьба с религиозными представлениями, иконоборчество, преследование икономыслия. Массово разрушались культурные ценности. Идея пакта, связанная с сохранением культуры, были очень нужны тогда. Николай Рерих в своих произведениях развивал эти идеи, утверждая общечеловеческие ценности, укреплял культурные традиции и нравственные начала в человеке. В картине, созданной в те годы, не чувствуется то мировое волнение, которое начинало охватывать все человечество. Художник сознательно противопоставлял создаваемые образы начинавшемуся мировому безумию. Когда Рерих начинал работать над «Пасхальной ночью» им уже в те годы были созданы такие картины как «Звенигород», «Христос в Пустыне», «Сошествие во ад», «Странник светлого града», где прозвучала тема пути, поиска града светлого.

Рерих Странник светлого града
Николай Рерих «Странник светлого града»
Рерих Звенигород
Николай Рерих «Звенигород»
Рерих Сошествие во ад
Николай Рерих «Сошествие во ад»
Рерих Христос в пустыне
Николай Рерих «Христос в пустыне»

В каждой из этих картин у Рериха утверждалась тема духовного подвига, духовного строительства, духовного битвы. переживая за Россию, Рерих напоминал ей о тех вечных устоях, которые формировали ее духовную традицию, ее культуру. И это было то, что помогло бы ей выстоять в трудные годины ее непростой исторической судьбы. Эта картина также известна в более поздней версии 1942 года под названием «Святая ночь». Оба варианты разные по своим внутренним задачам. Но в обоих вариантах мы видим северное ночное небо. На фоне неба белеет храм. В нем идет торжественная литургия. От горячих свечей, кажется, все пылает вокруг храма. Этот огонь начинает изливаться наружу рекой, как бы растекаться волнами, захватывая все большее пространство. Глядя на этот сюжет начинаешь понимать, что художник не бытописатель, а его волнует совершенно другое.

Николай Константинович Рерих — яркий представитель русского серебряного века. В это время, конец XIX — начало XX века, он формировался как художник, мыслитель, общественный деятель. Удивительной была творческая среда, которая еще до революции напитала мысль России творчеством многих замечательных деятелей культуры. Но все таки искусство Рериха отличалось от его современников. Этому способствовали глубокие познания русской истории, практика археологических изысканий, многочисленные путешествия по древним русским городам. Интерес к традициям, истоки которых глубоко уходили в историю Древней Руси, к русским странникам, устремлявшихся в поисках града светлого. В его искусстве есть нечто большее, чем у его современников. Рерих был гениальным художником очень больших знаний. Создаваемые им образы глубокофилософские, заставляющие думать, проникать в суть вещей.

В русском искусстве до Рериха представление о Пасхальной ночи не было. У русских художников-передвижников подход явно отличается. Для Рериха прошлое, отраженное в фольклоре, было источником, которое перейдет в вечное и станет опорой. Тема «Воскресения», победа над смертью, вечная жизнь, воплощенная в красках идея, связанная с вневременным. Новое в искусстве пространство.

В нижней части картины видно поток людей. Линия горизонта низкая и 2/3 верхней части картины занимает звездное небо. Причем карта звездного неба воспроизведена художником абсолютно точно. Половину звездного пространства занимает храм с центральным образом Богоматери, которая держит младенца-Христа. Купол храма упирается в верхний край картины, в звездную высь. Богоматерь с Христом предстают связующим звеном между землей и миром высшим. Картина написана с верхней точки. Фигуры людей, выходящих из храма мы наблюдаем сверху. Поэтому они выглядят силуэтно.

Рерих картина Русская Пасха
Николай Рерих «Пасхальная ночь»

В картине использован и традиционный метод диагонали. Если продолжить линию взгляда Богоматери по диагонали, то на этой линии внизу будет большой крест, который несет кто-то из участников этого пасхального шествия. Крест огромный, несоразмерный человеку. Такой же крест нес Христос на Голгофу. Крест — символ распятия и страдания. Богоматерь взирает на этот крест с великой скорбью, в великом сострадании, которое создает в картине особое духовное напряжение. Точка, с которой зритель наблюдает картину, находится практически на уровне глаз Богоматери. Это позволят смотреть на происходящее как-бы ее глазами. Видеть этот крест ее глазами.

Храм северной новгородской архитектуры, рядом звонница. Образ Богоматери написан в византийской традиции конца XIV века. Бестелесность, освобождение от всего лишнего. В образе ощущается строгость и внутренняя сосредоточенность. В нем предчувствие трагедии. Молчание и боль. Это глаза живой матери, которая страдает за сына, который пожертвовал своей жизнью ради людей. Это глаза матери, которая страдает за все человечество. Но нет Воскресения без Голгофы. Мы приходим к пониманию великой жертвы, которую добровольно совершил Христос, запечатлев своей кровью данный им завет:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В этом завет Христа человеколюбия.

Когда человек несет в себе этот завет, следует ему, как истине и жизни, то можно сказать, что Христос страдал не напрасно. И на этом пути он является спасителем человечества и одновременно великим учителем для каждого из людей. Если на земной путь человека смотреть как на Голгофу, то человек через нее должен пройти. Через этот крест, чтобы возвыситься духом и этим войти в жизнь вечную. Потому спаситель дал нам этот пример, как все другие великие святые и подвижники, которые прошли путем самоотверженности и любви. Образ Богоматери с младенцем-Христом становится смысловым центром картины, связующим человечество и космос. Картина «Пасхальная ночь» — молитва земли небу.

Обычай в памятный день обмениваться красными яйцами несет в себе древнейший символ. Люди хотели напомнить друг другу о пути трех миров, о пути восхождения, о пути воскресения. В жертве Христа нет безысходности. Смерть в ее земном понимании побеждена, а в вечности ее не существует. «Восресение» — это утверждение жизни во всех ее проявлениях и процессах.

В картине линия движения людей от главной диагонали зрительно пересекается с тремя вертикальными линиями: деревья и часовня на дальнем плане. Эти вертикальные линии уравновешивают главную диагональ. Если следовать взглядом по этим линиям вверх, они точно указывают на созвездие Большой медведицы. Этому созвездию в традициях Древней Руси и Дальнего Востока предавалось особое сакральное значение. Сюжет картины художник соотносит с жизнью космоса, его законами и духовными измерениями. В Картине особым образом оказываются связаны все ее элементы. От арки главного входа в храм наши глаза обращаются к потоку выходящего из него людей. Этот поток расходится волнами спирали, которые расходятся вокруг незримой вселенской оси, представленной образом Богоматери с младенцем. Это движение происходит согласно своему космическому ритму, которое включает в себя ежегодное празднование пасхального дня, напоминая о вечном Распятии и вечном Воскресении, которые чередуются между собой.

В картине нет замкнутого пространства. Оно открыто вверх, распахнуто. Это пространство глубинно. Его нельзя измерить никакими приборами. Его можно измерить только мыслью. Это пространство зрительно сформировано линией, идущей от одного купола храма, огибающей людской поток, и поднимающийся к куполу другого храма. От купола до купола эта полукруглая линия напоминает чашу, моления Христа о чаше, чашу жертвы, чашу славы. На тайной вечере подавая чашу с вином апостолам, Христос говорил: «Сия чаша есть новый завет в моей крови, которая за вас проливается». «Да минует меня чаша сия» — молился он отцу небесному в Гефсиманском саду. В «Троице» Рублева символ чаши также связан с символом, заветом к братской любви к ближнему. Образ чаши становится тем, что определяет человеческую жизнь в ее самых глубоких и сокровенных проявлениях, которые эту жизнь и определяют, предавая ей нужные качества. Открывая ее высочайшую миссию — служения человечеству. Великое самопожертвование, самоотречение лежит в основе бытия. Это то, что хочет сказать художник.

Символ чаши — самоотвержение. Все самое высокое нуждается в этом знаке. Чаша Грааля, чаша сердца, отдавшего себя на великое служение, — есть самый космический магнит. Сердце космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие чашу. На картине чаша немного неправильной формы. Она как бы развернута на сакральное созвездие Большой медведицы.

Символ чаши — самоотвержение. Все самое высокое нуждается в этом знаке. Чаша Грааля, чаша сердца, отдавшего себя на великое служение, — есть самый космический магнит. Сердце космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие чашу. На картине чаша немного неправильной формы. Она как бы развернута на сакральное созвездие Большой медведицы, что придает всей композиции глубокий духовный смысл. «7 мудрецов» — так называли это созвездие в великой Северной Индии. На всей территории России оно видно, и является незаходящим. В криптограммах Востока говорится о семи звездах, с которыми связано будущее новой страны. В учении «Живой Этики» этой новой страной названа Россия.

Картина «Русская Пасха» или «Пасхальная ночь» замечательна своим колоритом, своей декоративностью. Яркость желтого, оранжевого, красного цветов на земле контрастируют зелено-голубым цветом неба. Небо чисто весенними красками и состояниями гармонии, величия, торжественности. Одеяние Богоматери и младенца Христа темно-красного цвета, указывающего на царственность происхождения. В то же время, символизирует мученичество, напоминает о крови Христа, пролитой во спасение человечества. Контраст большого и малого, яркого по цвету и сдержанного, скорби и ликования, — все это усиливает восприятие сюжета. Небо едва начинает светлеть накануне нового утра. Весной пробуждается природа. С Воскресения Христа начинается новая эра человечества. Рерих воссоздает не только историческое действие, но, прежде всего, духовное.

В картине просматривается несколько уровней реальности. Это земной уровень, обозначаемый потоком людей. Другой уровень определяет вертикаль, купол храма, будто упирающийся в небо, далекие звезды, движение которых соотносится с движением земли. Еще один уровень — иная реальность, позволяющая приблизиться к пониманию события. Явление Воскресения выходит за границу земной реальности, поднимая наше сознание до границ осознания вечности. Все это дает представление о реальности, преображающей наше сознание.

В 1936 году Рерих получил письмо от Всеволода Иванова, в котором его изумили слова о России. Отвечая Иванову в своем очерке «Россия» Рерих повторяет эти слова: «Россия — страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из угасшей наследницы Рима Византии и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия — могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен. Сверкающими на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия. Россия — грандиозна, неповторяема. Россия — единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым заревом небом».

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]