
У Рериха было не менее семи картин, посвященных образу Бориса и Глеба. По реке движется лодка, в которой находятся в старинных одеждах Борис и Глеб. Поодаль от лодки, на островке, сидит человек. Весь пейзаж прикрыт ночным туманом. Важное историческое событие, о котором сообщает картина, подтверждено преданием. Его героем был Александр Невский в 1240 году. Человек на островке был воинам Александра Невского, который накануне битвы со шведами увидел Святых Бориса и Глеба.

Борис и Глеб — русские князья, сыновья Великого князя Владимира Святославовича. По официальной версии, после смерти отца в 1015 году были убиты старшим братом Святополком. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями русской земли, небесными помощниками русских князей. Борис — девятый сын князя Владимира. В детстве Борис был очень дружен с братом Глеба. Борис был грамотен, читал житие Святых.
После убийства Бориса его похоронили недалеко от Вышгорода у церкви Святого Василия (под Киевом), построенной князем Владимиром. Глеба, по приказу Святополка, убил его собственный повар, перерезав ножом горло. Тело бросил. Через несколько лет тело было найдено нетленным и погребено в Вышгороде рядом с телом Бориса.
Другая картина 1919 года более символична. В картинах Николая Константиновича Рериха присутствует два мира дольний и горный, земной и божественный. На картине 1919 года два мира разделяются линией горизонта. Название картины «сияющие…» Сияние как сила, энергия, действия этого мира огненного через образы Бориса и Глеба в пространстве земли. Путь из прошлого в будущее.

Оба брата были необычными личностями, обладали высокого уровня энергетикой. Культ Бориса и Глеба распространился на постройку монастырей, храмов, написание икон. Борис и Глеб, скачущие на конях, выступают помощниками уже Дмитрию Донскому в Куликовской битве.

На картине 1942 года у Бориса и Глеба общая светящаяся аура. По застывшей призрачной реке плывут Святые князья, вознося молитвы заступнику. Рерих широко использует сочетание синего и желтого тонов, призванное написать явление чуда. Огненная энергетика картин 1942 и 1943 года защищала Русь в тяжелой земной борьбе во время Второй Отечественной войны. Духовная сила растет и действует согласно заложенной в ней силе. Рерих мог сделать видимым невидимое. Невидимое движение Духа здесь видно. Аура человека цветная, она меняется в зависимости от мыслей человека. Человек помыслами сам окрашивает свою аурическую одежду в разные цвета. При разрушении форм высвобождается энергия. Как мы распорядимся этой энергией — зависит от нас.


Жизнь и деяния Бориса и Глеба стали легендами. Защита, преумножение культуры и сохранение в человеке человечности. Нужно единение между собой и силами небесными. Человек — охранитель планетного равновесия.
