Рерих и монастыри Индии

Гималаи Озеро рассвета Рерих

II ЧАСТЬ

Области Тибета и трасс Гималаев долгое время оставались для ученых запада таинственными и неизведанными. Николая Константиновича Рериха давно привлекала самобытная культура древних народов, населявших эти высокогорные места в самых потаенных уголках планеты. В декабре 1923 года Рерихи прибыли в восточные Гималаи, небольшое княжество Сикким, расположенное между Непалом, Тибетом и Непалом, у подножия горного массива Канченджанги.

Сикким с XVI по XVIII вв. находился в зависимости от Тибета. Затем до 1947 года был подчинен Великобритании. С 1949 года находился под властью Индии, а с 1975 года стал одним из ее штатов. Преобладающей религией Сиккима являлся буддизм. Многочисленные храмы и монастыри, расположенные на торговых путях, всегда играли очень важную роль в жизни этого горного края.

Рерих Волны тумана
Николай Рерих «Волны тумана», 1923 год

Населенные пункты состояли преимущественно из отдельных домов, разбросанных по склонам холмов. Больших городов нет. Самый крупный — Гангток. Дарджилинг и Калимпонг — небольшие курортные города. Семья Рерихов поселилась под Дарджилингом, в уединенном месте перед ликом Гималаев, в доме, где в 1911 году жил Далай Лама во время своего бегства при оккупации Тибета Китаем.

Рерих дом в Дарджилинге
Николай и Святослав Рерих у дома Талай-Пхо-Бранг, Дарджилинг, 1924 год

К дому, который местные называли Талай-Пхо-Бранг, не прекращалось шествие паломников. В Индии, в Сиккиме, Юрий Николаевич Рерих продолжал углубленно изучать санскрит, тибетские языки и наречия. Святослав Рерих развивал свое художественное творчество, создавал картины. Елена Ивановна изучала философию востока, работала над книгами учения живой этики. Сикким произвел на Николая Константиновича Рериха необычайно сильное впечатление, о чем говорит его запись в дневнике:

«Целая снеговая страна, меняющая свое очертание при каждом изменении света. Поистине, неисчерпаемые впечатления, непрестанно зовущие. Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира — мир земной с богатой растительностью и всей неисчислимой живностью, которая населяет вечно зеленые джунгли Сиккима. А за облаками, в неожиданной вышине, сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей».

Художник пишет великолепные картины, составляющие большие серии. Одной их грандиозных является гималайская серия, которую он начал создавать уже при первой встрече с Гималаями и писал ее всю жизнь, став непревзойденным мастером гор.

Рерих Весь хребет
Николай Рерих «Весь хребет», 1924 год

Подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природа, Николай Константинович в полном смысле слова жил горным миром. Он наблюдал его во все часы дня и ночи и изображал его на своих полотнах.

Ранним утром он писал восход, когда снега загораются ослепительным светом. Запечатлевает он и яркую феерию заката, когда бесконечные горные гряды, подобно волнам моря, лиловеют в лучах заходящего солнца.

Рерих Канченджанга Закат солнца
Николай Рерих «Канченджанга. Закат солнца», 1938 год

Перед зрителем проходят все гаммы настроения горного мира, суровые недоступные вершины, область вечных снегов, облачные царства, скрывающие вершины во время летних дождей, когда туман на многие дни прячет от взоров красоту горной панорамы, грозные снежные бури, сопровождающие смену времен года. Рерих черпал силы в горных вершинах.

В Сиккиме Рерихи побывали на празднике — дне почитания Канченджанги. Раз в году со всех концов княжества собирались люди, чтобы почтить пять сокровищ великой горы, хранящихся в ее пещерах и оберегаемых веками. За Канченджангой расположено место рождения священной свастики, знака огня.

Рерих гора пяти сокровищ
Николай Рерих «Гора пяти сокровищ», 1933 год

С Канченджангой связаны мифы о Шиве, одном из трех верховных богов, наряду с Брахмой и Вишну в индуизме и брахманизме, выпившим яд мира для спасения человечества. Рассказывают легенду и о богине любви и красоты Лакшме, невесте Вишну, появляющейся из-за облаков для счастья мира.

Здесь жил Падма Самбхава, основатель школы «красных шапок». Через 1200 лет после Будды он вновь приблизил к людям учение благословенного.

Падмасамбхава Рерих
Николай Рерих «Падма Самбхава», из серии «Знамена Востока», 1924 год

По этим местам проходил, направляясь на Тибет, индийский проповедник буддизма Отиша, возглашавший учение калачакры. Подвижники, светом которых во все века питался и жил дух человеческий, те, которыми держалась и держится планета, вдохновили Николая Рериха на создание полотен, составивших глубокую по содержанию и значению серию «Знамена Востока».

Рерих Будда
Николай Рерих «Будда Победитель», из серии «Знамена Востока», 1925 год
Моисей водитель Рерих
Николай Рерих «Моисей водитель», из серии «Знамена Востока»
Мухаммед на горе Хира Рерих
Николай Рерих «Магомет на горе Хира», из серии «Знамена Востока»

Поистине прекрасно видеть перед собою сияющие светочи веков, изучать жизнеописание этих великих искателей и подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости.

С Канченджангой связаны и легенды о Шамбале. У подножия Гималаев есть множество пещер. Говорят, что их этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы вели к прекрасной долине.

Рерих гора Канченджанга
Николай Рерих «Канченджанга», 1944 год

Рерих записал рассказ, передаваемый в этих местах, о снежном человеке, который охранял эти места.

Рерих Снежная дева
Николай Рерих «Снежная дева», 1947 год

Также всюду известны легенды о случайном посещении охраненных мест. При этом болтливость вызывает немоту или даже смерть.

Дозор Гималаев Рерих
Николай Рерих «Дозор Гималаев», из серии «Знамена Востока», 1925 год

Николай Константинович работал здесь над серией картин «Его страна». В самом Сиккиме находился один их Ашрамов Махатм. В Сиккиме Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Сейчас Ашрам перенесен из Сиккима. Сейчас Махатмы оставили Сикким, но они были здесь.

Рерих Книга мудрости
Николай Рерих «Книга мудрости», из серии «Его страна», 1924 год

В небольшом придорожном храме, расположенном на пути от монастыря Гум к Дарджилингу, в 1923 году состоялась встреча Рерихов с великим учителем.

В Сиккиме Рерихи находились более года. Отсюда они совершили три экспедиции по монастырям и окрестностям горных областей Сиккима, Бутана, Непала. Рерих назвал Сикким «страной небесных ступеней», преддверием к тайнам будущего. Здесь почти на каждой вершине расположились монастыри, твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. Более ста монастырей Сиккима. Каждый из них увенчал вершину холма. За сорок миль видны монастыри.

Рерих Орлиное гнездо
Николай Рерих «Орлиное гнездо», 1931 год
Рерих Ринченпонг
Николай Рерих «Ринченпонг», 1924 год
Рерих Намзе
Николай Рерих «Намзе», 1924 год

Самые древние монастыри Сиккима — Дубди, Сангачелинг, Даллинг, Раблинг. Храм Дубди основан на священной горе, у озера, на месте, где жил Падма Самбхава и откуда он пришел в древний монастырь Санга Челинг. Там до сих пор хранится камень, освященный благословением основателя. Когда чиста жизнь монастыря, прочен и камень. Всякая грязь жизни заставляет камень трескаться.

Рерих Сангачелинг
Николай Рерих «Санга Челлинг»

На картине изображен монах, молящийся на камне. Позже Панда Самбхава жил в пещере, не далеко от монастыря Ташидинг. Восточная легенда, записанная художником, гласит, что некий гигант вздумал строить проход на Тибет. Пытался проникнуть в священную страну. Тогда поднялся благой учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант. Теперь в пещере стоит изображение Падма Самбхавы, а за ним каменная дверь. Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки его еще не пришли.

Рерих Священная пещера
Николай Рерих «Священная Пещера», 1931 год

Монастырь Ташидинг расположен на высокой горе. Белый камень, возвышающийся посреди долины и опоясанный двумя реками. Подступы к монастырю очень трудны. Один переход через висячий бамбуковый мост не легок. Гремит и мчится под ним горная река, неся ледяной поток с Канченджанги. Выше моста, по отвесным склонам, много раз остановитесь. Много дыхания надо набрать, чтобы одолеть вековую гору.

Рерих Ташидинг
Николай Рерих «Ташидинг»

«Путь духа должен быть пройдет ногами человеческими» Николай Рерих.

Рерих Субурган Ташидинга
Николай Рерих «Субурган Ташидинга», 1924 год

Ташидинг принадлежит приходу большого монастыря Пемайанзе, находящегося в дне пути от него. Пемайанзе также расположен на вершине.

Рерих Пемайанзе
Николай Рерих «Пемайанзе», 1924 год

На пути экспедиции, на сиккимском хребте, встречались огромные каменные сооружения, которые служили великим отшельникам для медитации перед восходом солнца. Великий поэт Миларепа узнал силу часа перед рассветом. В этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве. Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивнее сапфиров, когда из далекого далека сверкают ледники, как драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях.

Рерих Миларепа Услышавший
Николай Рерих «Миларепа Услышавший», 1925 год
Рерих Канченджанга
Николай Рерих «Канченджанга», 1935-1936 гг.

В гумском монастыре воздвигнуто гигантское изображение Майтрейи, грядущего спасителя и правителя человечества. Владыка Майтрейя сидит на троне со спущенными ногами. Это знак, что время его пришествия близко. И он готовится сойти с трона.

Рерих Приказ Ригден Джапо
Николай Рерих «Приказ Ригден-Джапо», 1926-1927 гг.

Монастырь был основан в конце XIX века монгольским ученым Ламой, пришедшим сюда из далекой Монголии, чтобы возвестить о скором пришествии владыки Майтрейи. В 1924 году ученик основателя монастыря, тоже ученый Лама, стоя у изображения грядущего владыки, говорил Рериху, что приблизилось время великого пришествия, по пророчеству эпоха Шамбалы уже началась. Владыка Шамбалы уже готовит свое непобедимое войско для последнего боя. Все его сотрудники и вожди уже воплотились.

Когда Рерихи находились в Дарджилинге, туда прибыл настоятель монастыря Чубди, которого тибетцы считают воплощением Дзон-Капы, реформатора буддизма в Тибете, основателя школы желтошапочников. Он запретил монахам проявлять магические силы.

Рерих Дзон Капа
Николай Рерих «Дзон-Капа», 1924 год

Один из уважаемый лам Геше Ринпоче посетил жилище Рерихов в Дарджилинге. Он обратил внимание на изображенного Ригден-Джампо, владыки Шамбалы, и сказал: «Если вы знаете учение Шамбалы, вы знаете будущее»

Рерих Шамбала идет
Николай Рерих «Шамбала идет», 1925 год

С древних времен лишь в немногих, особо просвещённых, монастырях были учреждаемы школы Шамбалы. В Тибете главным местом почитания Шамбалы считается Таши Лунпо. Таши-ламы являлись распространителями Калачакры и выдавали разрешение на посещение Шамбалы. В Лхасе монастырь Морулинг особо связан с учением Шамбалы. Число лам в Морулинге не превышает трехсот. Говорят, что время от времени, некоторые ламы из Морулинга уходят в какое-то горное убежище в Гималаях, их которого не все возвращаются обратно.

Рерих Скалы с буддийскими пещерами
Николай Рерих «Скалы с буддийскими пещерами», 1927-28 гг.

Рерихи встречались с Геше Ринпоче не только в Гуме и Тарджилинге. Позже он навещал их в институте Урусвати, в долине Кулу. В Сиккиме окончательно решается вопрос о проведении большой, рассчитанной на несколько лет, экспедиции вглубь Азии. Рерихам предстояло путешествие в неведомое. Маршрут намечался по мало исследованным и трудно проходимым горным и пустынным областям, чтобы изучить источники зарождения древнейших культур и собственными глазами увидеть то, что сохранили просторы и глубины Азии.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]