Древняя Русь Рериха: картина Гонец

картина Рериха Гонец

I ЧАСТЬ

«Не знающий прошлого не может думать будущем». Николай Рерих

Родная история захватывает Николая Рериха с первых дней учеты в Академии Художеств и Петербургском Университете, где он одновременно обучался с 1893 года. Изучая юридическое право, он при этом с большим интересом слушал лекции на историческом факультете. Многие его живописные работы посвящены историческим событиям. Рерих писал: «Чтобы историческая картина передавала впечатления, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей. Надо изучать Древнюю жизнь». Критик Владимир Васильевич Стасов заинтересовался молодым художником и допустил его в архив к историческим документам.

Николая Константиновича очень интересовал переломный момент в российской истории — образование Древнерусского государства. Он задумывает целую серию картин «Начало Руси. Славяне», первоначальное название «Славяне и Варяги». Опираясь на археологические и исторические факты Рерих воссоздал целый мир Древней Руси. В 1897 году он пишет свою первую картину «Гонец. Восстал род на род». За эту работу он получил звание художника. Собиратель Третьяков приобрел сразу же эту картину.

На картине гонец спешил к Ладье, древнему славянскому поселению, с важной вестью о том, что восстал род на род. Толстой говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно. Иначе, снесет. Так и в области нравственных требований — надо рулить всегда выше. Жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит. Тогда доплывет».

На переднем плане картины мы видим челнок, скользящий по глади ночной реки. В нем два человека. Один из них стоит на корме, управляя веслом. Другой сидит. На его лице видна какая-то серьезная дума. Он везет очень важную вещь своим сородичам, что восстал род на род. На берегу реки поселение с домиками, характерными для древнеславянских городищ. На частоколе насажены конские черепа. Этот древний славянский обычай связан с поверьями об их волшебной силе, ограждающей стада от мора, а людей и жилье от грозы и других бедствий. Над такими историческими деталями, как лодка-однодеревка, изгородь, тип древней славянской избы, художник тщательно работал и советовался со Стасовым.

картина Рериха Гонец
Николай Рерих «Гонец. Восстал род на род», 1897 год

В «Повести временных лет» отмечено, что в середине IX века, в районе озера Ильмень, формировался мощный союз славян. Этому объединению способствовала борьба славянских племен с варягами, которым они платили дань. Варяги были изгнаны, но разгорелась новая борьба за власть. И восстал род на род. Для установления мира и покоя сорящиеся племена пригласили князя со стороны. Эта практика была распространена в Европе. Выбор пал на варяжского князя, близкого по языку. Этому событию посвящена следующая картина Рериха «Сходятся старцы». Старцы — это представители славянских племен. Сошлись они под вековой раскидистый дуб к священному костру. Собрать их всех сюда могла только очень важная причина, от которой зависела судьба целого народа. Действие происходит ранним утром. Солнце еще не показалось из-за горизонта. У подножия дуба таинственный идол, конские черепа окружают его, а вокруг дуба расселись старцы и ведут беседу. По исконному обычаю к старому дубу сходились местные жители по любым событиям, водили хороводы.

Рерих Сходятся старцы
Рерих «Сходятся старцы»

Осенью 1900 года Николай Константинович уехал в Париж, где создал два варианта картины «Идолы». Следует отметить, что к теме «Идолы» он возвращается неоднократно. Известно не менее десяти вариантов его картин и эскизов с таким же названием.

Идолы — деревянные изображения языческих богов. Вера людей во всемогущие силы природы заставляла человека для поклонения им определенные места, чаще всего — холмы и возвышенности. Такие места являлись своеобразными славянскими храмами под открытым небом.

Рерих Идолы
Николай Рерих «Идолы»

На картине мы видим холм, защищенный со всех сторон частоколом, увешанном черепами животных. В центре капища пять идолов, разрисованных яркими красками. Видимо в своем замысле Николай Константинович следовал «Повести временных лет», где рассказывается о «пяти кумирах», воздвигнутых князем Владимиром на холме. В центре святилища находился Перун — главное языческое божество. Идолы украшены резьбой и орнаментами.

Рерих Идолы
Николай Рерих «Идолы»

Ваятели идолов были близки к искусству. Каждое божество должно было быть известного вида. Иметь те или другие вполне определенные атрибуты. Все эти традиции могли быть известны одним ближайшим служителям Бога — жрецам. Вполне возможно, что они и были художниками этого дела.

Рерих Идолы
Николай Рерих «Идолы»

В Париже Николай Константинович создает картину «Заморские гости», отличающуюся от предыдущих полотен богатой палитрой. В последующие годы он напишет еще несколько картин с таким же сюжетом. На написание этой картины художника вдохновила поездка, совершенная им еще в 1899 году, во время которой он, по поручению императорской археологической комиссии, обследовал объекты на торговом пути «из варяг в греки».

Николай Рерих "Заморские гости"
Николай Рерих «Заморские гости»

Этот новый путь способствовал новым контактам и связывал восточно-славянские земли. На нем располагались такие крупные города, как Киев, Любич, Смоленск, Новгород.

карта Древней Руси 9-12 века
карта Древней Руси 9-12 века
путь из варяг в греки
Рерих Варяжское море
Николай Рерих «Варяжское море», 1910 год

Путь «из варяг в греки» шел из Варяжского моря, так раньше называли Балтийское море. По Неве, Ладожскому озеру (в древности «Нево»). Далее по реке Волхов в озеро Ильмень. Затем по Ловати. По Ловати суда перетаскивались волоком в Днепр. В картине Рерих «Волокут Волоком» воспроизводится этот момент. Далее путь следовал через Черное море к Византии, ее столице — Константинополь.

Рерих Волокут волоком
Николай Рерих «Волокут волоком»
Николай Рерих "Заморские гости"

В картине Рериха «Заморские гости», в правом верхнем углу, за высокой сопкой (могилой Вещего Олега), Рерих написал загадочное поселение на возвышенности — крепость, археологических данных о которой в его время не было. В 1997 году современный археолог обнаружил на правом берегу Волхов старинную крепость «Любшинская крепость» 8-9 века, под которой оказалась деревянная крепость 7-8 века.

Чутье художника помогало Рериху предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на верхнем Дону подтвердили предсказания художника о том, что на территории озерного края будут найдены свайные постройки на заливаемых или заболоченных местах. Рерих говорил, что идея сваи, искусственного изолирования жилья над землей, в пределах России существует издавна.

Рерих Изба смерти
Николай Рерих «Изба смерти»

Такие постройки в виде избушек на курьих ножках изображены на нескольких работах Рериха. В их числе «Соловей разбойник».

Рерих Соловей разбойник
Николай Рерих «Соловей разбойник»

Картина «Заморские гости», по словам Николая Рериха, посвящена прибытию Рюрика на Русь. Именно он прибыл по призванию славян на правление в 862 году. С Рюрика начинается династия первых русских князей — правителей Древней Руси. Известно, что он построил крепость на Ладоге, где и поселился. Именно отсюда были произведены первые археологические раскопки, в районе Старой Ладоги.

Рерих Старая Ладога
Николай Рерих «Старая Ладога»

Существует предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу, пришел к Ильменю, срубил город над Волховом. Прозвал его Новгородом и сел тут княжить. Это прямо показывает, что Новгород был основан Рюриком. Так на Руси началась важная деятельность русских князей — строительство городов. В 1902 году Николаем Рерихом была создана картина «Город строят». На фоне строящегося града, среди строителей в белых одеждах, выделяется фигура князя в красном плаще на коне, под руководством которого разворачивается грандиозное строительство. Не просто строится город, но слагается великое будущее Руси. В этой картине Рерих показывал стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. Там, где строят, там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага. Все строители в белых одеждах. У Рериха ничего случайного нет. Это означает людей с чистыми помыслами, не для себя строящих, не для корысти, а для блага общего.

Рерих Город строят
Николай Рерих «Город строят»
  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]