Древняя Русь Рериха: история Софии Киевской

Борис и Глеб Николай Рерих

III часть

После внезапной смерти князя Владимира в 1015 году власть в Киеве захватил его приемный сын Светополк. Владимир не любил Светополка. Ему были наиболее близки сыновья Борис и Глеб. Особенно он любил Бориса, ему и поручил командовать дружиной. Когда умер князь Владимир Борис находился в очередном походе против печенегов. Дружина уговаривала Бориса идти на Киев, но он ответил, что не поднимет руки на брата. Войско разошлось, оставив князя с небольшим количеством приближенных. Светополк узнал об этом и решился на убийство. Борис был предательски убит во время молитвы в шатре. Вслед за этим Светополк отправил гонца в Муром к Глебу с просьбой явиться к больному отцу. Уже по дороге Глеб узнает от посланника Ярослава о смерти отца и убийстве Бориса. Между тем, явились убийцы и к Глебу.

Рерих Святые Борис и Глеб
Николай Рерих «Святые Борис и Глеб»

Высочайший подвиг Бориса и Глеба заключался в добровольном принятии мученической смерти ради сохранения единства русской земли. Смерть братьев потрясла Русь. Их образы стали символами праведности и мученичества, принятых за родину. Они стали первыми русскими Святыми. За все свои злодеяния Светополк получил в народе прозвище «Окаянный». К образам мучеников Бориса и Глеба Николай Рерих обращается неоднократно. В 1904 году он пишет картину «Святые Борис и Глеб» — видение в ладье.

Борис и Глеб мозаика
мозаика «Святые Борис и Глеб» по эскизу Николая Рериха

В 1906 году, по его эскизу, была выполнена мозаика в церкви Святых апостолов Петра и Павла на пороховых заводах в поселке Морозовка под Шлиссельбургом. Эта церковь была разрушена в годы Второй мировой войны. Уже находясь далеко от родины, в 1919 году художник пишет картину «Сияющие ночью. Святые Борис и Глеб».

Рерих Сияющие ночью. Святые Борис и Глеб

В 1920 году пишет картину «Святые ушли. Глеба хранителем поставили».

Рерих Святые ушли. Глеба хранителем поставили
Николай Рерих «Святые ушли. Глеба хранителем поставили»

В годы Второй мировой войны художник вновь обращается к образам Святых братьев. Борис и Глеб плывут по Днепру. Была легенда, что они появлялись в момент опасности. Аура Святых объединенная, совместная. Они молятся о земле русской.

Борис и Глеб Николай Рерих
Николай Рерих «Святые Борис и Глеб», 1941 год

В 1943 году Николай Константинович посвящает братьям еще одно полотно.

Рерих Борис и Глеб
Николай Рерих «Святые Борис и Глеб», 1943 год

Один из сыновей князя Владимира Ярослав Мудрый, правивший в Новгороде, после гибели братьев восстал на изверга. Он повторяет путь отца, обратившись за помощью к варягам. Собрав войско Ярослав двинулся на Киев, который ему пришлось брать дважды. Окончательная битва со Светополком произошла на берегу реки Альты, где предательски был убит Борис. Войско Светополка было разбито. Сам он бежал и в пути умер. Восстановить единство Руси Ярославу удалось не сразу. Независимым хотел остаться внук Владимира — полоцкий князь Всеслав, с которым были столкновения. Мстислав Удалой, княживший на Тамани, тоже проявил стремление к самостоятельности. Повесть временных лет рассказывает о борьбе Мстислава с касожским (племя на Северном Кавказе, черкесским) князем Редедей. Перед битвой, когда русская дружина сошлась с касожскими полками, уверенный в победе князь Редедя предложил Мстиславу, чтобы не губить свою дружину сразиться в единоборстве, но с условием, что победителю достанется войско и земля побежденного. Редедя был исполинского роста и необыкновенный силач. Мстислав изнемогал в борьбе с ним, но взмолился Пресвятой Богородице и дал обет построить во имя ее церковь, если одолеет своего врага. Он вышел победителем, получив имя «Мстислав Удалой». По условиям поединка он получил и войско, и землю касогов. Вернувшись к себе, воздвиг церковь во имя Святой Богородицы.

Рерих Единоборство Мстислава с Редедей
Николай Рерих «Единоборство Мстислава с Редедей», 1943 год

В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович создает патриотические полотна. Средин них «Единоборство Мстислава с Редедей». Дружина Мстислава и полки Редеди, изображенные по обе стороны на фоне родных земель, замерли в ожидании исхода борьбы, в которой решалась их судьба. Солнце склонилось в сторону земли русской, предвещая победу Мстислава.

После долгих усобиц между Ярославом и Мстиславом Русь была разделена на две части. Ярославу отошел Киев с правобережными землями и Новгород. Мстиславу досталось все левобережье Днепра с Черниговом, его резиденцией. Только после того, как во время охоты умер Мстислав, Русь вновь становится единой.

Детство Ярослава было связано с крещением Руси. Вместе с другими братьями он принял крещение и получил имя Георгия, в честь Святого, жившего в III — начале IV вв. Со временем этот Святой стал одним из наиболее почитаемых на Руси. Сказания о чудесах Святого Георгия широко распространились в древнерусской письменности. Среди них самым популярным стало чудо Святого Георгия, победившего чудовищного змея. Так на Руси этот Святой получил еще одно имя «Георгий Победоносец».

Рерих Георгий Победоносец
Николай Рерих «Георгий Победоносец», эскиз плаката, 1920 год

У Николая Рериха есть несколько работ, посвященных ему.

Рерих Свет побеждает тьму
Николай Рерих «Свет побеждает тьму», 1933 год

Во время смены правления киевских князей Русь почти всегда подвергалась нашествиям печенегов. Так было и при Ярославе. Решающая битва с ним произошла на том месте, где сейчас стоит собор Святой Софии Киевской. Печенеги были разбиты, и пока правил Ярослав, больше Русь не тревожили.

Князь Ярослав вошел в историю как один из самых мудрых и пресвященных правителей. Годы его правления стали временем расцвета Киевской Руси, ее золотым веком. Киев соперничал по красоте с самим Константинополем, столицей Византии. Словно предчувствуя падение Византии, которое началось после ее захвата крестоносцами в 1204 году, князь Ярослав задумал осуществить в Киеве архитектурные проекты, подобные тем шедеврам, которыми прославился Константинополь. Среди них — собор Святой Софии, Золотые ворота, монастыри Святого Георгия и Святой Ирины, храм Пресвятой Богородицы, обновленный при Ярославе. Новое земное воплощение русского града Ярослав видел в Киеве. Так Киевская Русь приближалась к осознании себя новым Иерусалимом и новым Константинополем.

Софийский собор стал подлинным украшением города и назывался на Руси «Чудом Света». Образцом для него послужила Константинопольская София — главная святыня православного мира. Так из Византии на Русь вместе с христианством переносился образ Софии, соединяющей в себе красоту и мудрость. Ярослава называли учинеком Святой Софии. Греческие мастера, приглашенные из Ярославом из Константинополя, не стали копировать византийский собор. В отличии от Софии Константинопольской, перекрытой единым гигантским куполом, Киевский собор имел 13 куполов, что символизировало Христа и 12 апостолов.

Софийский собор в Киеве реконструкция
реконструкция Софийского собора в Киеве

Он не превосходил размерами византийский храм, но по внешнему великолепию, и особенно по красоте внутреннего убранства ему не было равных. Храм был украшен изумительными мозаиками и фресками греческих мастеров. Боковые пределы были посвящены Георгию Победоносцу, покровителю князя Ярославу, и Архангелу Михаилу, архистратигу небесного воинства, покровителю княжеской дружины.

Придел Георгия Победоносца в Софийском собор
Придел Георгия Победоносца, Софийский собор в Киеве
Придел Архангела Михаила София Киевская
Придел Архангела Михаила, Софийский собор в Киеве

На золотом фоне алтаря расположена фигура Богородицы с воздетыми в молитве руками. Она производит ошеломляющее впечатление, превосходя все своими размерами, доминируя в пространстве храма. Богоматерь Оранта — молящаяся. Она словно удерживает своей молитвой мир от падения. Этот образ назван в народе «Нерушимой стеной».

Софийский собор в Киеве
Богородица в Софийском соборе в Киеве

В 1240 году во время нападения татаро-монголов на Киев, когда большая часть храмов была разграблена и сожжена, Софийский собор устоял. При штурме собора враги пытались пробить тараном именно эту стену, где находилось изображение Богородицы. Храм чудом выдержал натиск.

Великий Владимир сдвигал массы. Ярослав сложил их, возрадовался о красоте. Витые лестницы Софийского собора были исписаны изображениями светской жизни того времени: сценами княжеской охоты, увеселения, княжеского суда и т.п. В 1895 году Николай Константинович побывал в Софийском соборе. Это вдохновило его на написание картин «Княжья охота. Утро» и «Княжья охота. Вечер».

Рерих Княжья охота. Утро
Николай Рерих «Княжья охота. Утро»
Рерих Княжья охота. Вечер
Николай Рерих «Княжья охота. Вечер»

При князе Ярославе в Киеве было трое въездных ворот. Главные ворота, по аналогии с Константинопольскими, получили название «Золотые ворота». В 1982 году Золотые ворота были восстановлены в своем первозданном виде. Ворота представляли собой две мощные каменные стены с аркой, над которыми на площадке возвышалась одноглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота в Киеве

Именно с Благовещения началось наше спасение. Рерих использовал в своих картинах образ этого храма как символ. Этот храм был в руках у Святой Ольги и Преподобного Сергия — символ начала духовного спасения Руси.

Рерих Преподобный Сергий Радонежский
Николай Рерих «Святой Сергий Радонежский»
Рерих Святая Ольга
Николай Рерих «Святая Ольга»

Жена Ярослава, Инги Герда, дочь шведского короля, была женщина образованная и мудрая. На Руси ее звали Ириной. Детям своим князь Ярослав и Ирина дали прекрасное образование. Королевские дворы Европы считали за честь породниться с князем Киевским. Три дочери Ярослава были королевами Европы. Одна — за королем Франции, другая — за скандинавским, третья — за королем Венгрии. Годы правления князя Ярослава ознаменовались распространением христианства и построением множества церквей и монастырей.

Монашество пришло на русскую землю от греков, со священной афонской горы, расположенной на полуострове Афон в Эгейском море. Афон с древнейших времен стал известен как своеобразное монашеское государство. Здесь начинал свой путь еще во времена правления князя Владимира юный Антипа из города Любича, впоследствии Антоний Печерский, основатель киевского монашества, положившей начало созданию Киево-Печерской обители. Отсюда монахи расходились по всей Руси, неся свет знания и пример служения высшему. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие со временем первую школу иконописи. Так Киево-Печерская обитель стала духовным центром Киевской Руси.

Киево Печерская лавра
Киево-Печерская лавра

Особую мощь монастырь приобрел при Преподобном Феодосии, который стал основателем общинного монашества на Руси. При нем пришел в обитель юноша и Преподобный Нестор, который оставил для истории «Повесть временных лет».

Противостоять натискам орд азиатов, которые жили набегами и грабежом, могла лишь духовная крепость. Народ мог отстоять себя только укрепившись в духе. Церковь Киево-Печерской лавры окружена особыми обстоятельствами. Сама Богородица дает ей название — Богородичная. Печерский храм был посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Киево Печерская лавра Верещагин
Верещагин «Великая церковь Киево-Печерской лавры»

Князем Ярославом был избран путь просвещения. Он не стремился искоренять язычество огнем и мечом, насаждая силой новую веру. Окружение князя и его сыновей состояло из людей грамотных. Грамотными были разные слои населения. По повелению Ярослава, переводили и переписывали книги, создали первую библиотеку на Руси, которая хранилась в соборе Святой Софии. Для установления порядка Ярослав выпустил свод законов «Русская Правда». Это был первый рукописный правовой документ на Руси, по которому на протяжении нескольких веков жила Русь.

Рерих Ярослав Мудрый
Николай Рерих «Ярослав Мудрый», 1941 год

Ярослав Мудрый — созидатель Киевской Руси. На заднем фоне виден храм Святой Софии. Князь занят своим любимым делом, которым он занимался во время отдыха от государственных работ — переписыванием книг. Он говорил, что книги — суть реки, напояющие премудростью всю вселенную.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]