Древняя Русь Рериха: княгиня Ольга

Рерих Илья Муромец

II ЧАСТЬ

В 869 году умирает князь Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своему родственнику Олегу, который получив власть, удерживает ее до конца своей жизни. Олег стремится объединить все восточно-славянские племена, обеспечить безопасность торговых путей для купечества, овладеть важными в стратегическом отношении территориями — устьем Днепра и Дуная (Кречинским проливом). Пробыв в Новгороде три года, он собирает дружину из варягов и подвалстных племен. Он идет в поход, подчиняя все земли на пути. Войдя в Киев он говорит: «Да будет Киев матерью городам русским». Это было в 882 году. Так возникло единое древне-русское государство. В 907 году Олег двинулся на Константинополь. Византия запросила мира, и Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе. Впервые в истории Восточной Европы появился письменный договор. В нем речь шла о заключении военного союза. С этого момента в византийском войске во время походов появляются русские отряды. В преданиях князь Олег представлен мудрым правителем, способным предвидеть.

Когда власть перешла к князю Игорю, границы Руси продвинулись за Днепр. В это время на сцену русской истории выходит великая княгиня Ольга — жена князя Игоря из варяжского рода. После гибели князя Игоря Ольга осталась с малолетним сыном Святославом. Киевляне безоговорочно признали ее право на престол. Среди русских князей она была единственной женщиной правительницей. С первых же шагов своего правления Ольга проявила твердость, решительность, дальновидность. Этого требовали обстоятельства того времени — языческие традиции полудиких племен. Она законов не писала, но давала самые нужные для людей того времени Уставы. В результате стало меньше конфликтов, установились межевые знаки княжеских земель, первые государственные границы. Это было начало великих преобразований на Руси.

Обычно с глубокой осени и до весны князь с дружиной объезжал свои владения с целью сбора дани. Этот объезд назывался «полюдьем», от выражения — ходить по людям. Дань определялась потребностями князя и его людей, не поддавалась учету. Бывало, проявлялось и насилие над жителями, которые нередко выступали против. При княгине Ольге полюдье было отменено, установлена своя норма «уроки» в каждом племени и определены места «погосты», где сидели ее люди и принимали дань. Основной мерой дани являлись меха, продукты питания, одежда. На картине «Собирают дань» Николай Рерих отразил свое видение событий той далекой эпохи.

Рерих Собиают дань
Николай Рерих «Собирают дань»

Наведя порядок в своем государстве Ольга стала укреплять внешние связи. Для чего, лично возглавив посольство, в 955 году отправилась в Константинополь, где была принята по самому высокому рангу. Во время переговоров, помимо продления договора о мире и военном союзе с византийской империей против арабов и хазаров, произошло важнейшее событие — крещение русской княгини. В середине IX века почти все государства Западной Европы приняли христианство по римскому или византийскому образцу. Это способствовало обогащению духовной культуры народов. Для языческого мира этот процесс был непростым и болезненным.

Княгиня Ольга, будучи прозорливой правительницей, понимала, что принятие христианства укрепит русское государство и поднимет дух народа, хотя и предвидела сложности, которые могли возникнуть там, где было велико влияние волхвов. Она принимает только личное крещение, тем самым, положив начало этому процессу в княжеской среде и став духовной матерью для своего народа. Княгиня Ольга пыталась склонить к христианству своего единственного сына Святослава, но тот остался ярым язычником.

Во время объездов родных мест, на реке Великой, Ольге было видение в виде трех светоносных лучей, нисходящих с неба. Она решила, что радостное знамение предвещает крещение русской земли. Ольга сказала, что здесь будет великий город и храм во имя Пресвятой Троицы. Затем велела поставить на этом месте крест. Так было предсказано возникновение города Пскова. Спустя почти тысячелетие, в 1909 году, был возведен мост через реку Великую под названием «Ольгин мост».

В 1915 году Николаем Рерихом были созданы эскиз мозаики и эскиз росписи «Святая Ольга».

Рерих Святая Ольга
Николай Рерих, эскиз к мозаике «Святая Ольга»

На эскизе росписи Святая Ольга изображена в полный рост, от земли до небес, под льющимися лучами света, данными ей как знамение о предстоящем крещении Руси, на фоне огромных просторов с городами и будущими храмами. В одной руке княгиня держит крест, в другой храм-символ, который начинается воздвигаться ею. Начинает она это возведение с храма Пресвятой Троицы в основанном ею городе Пскове. Художник изобразил ее со строгим ликом в золотой одежде под цвет лучам, струящимся с высот. За огромный вклад в освоении Руси княгиня Ольга была причислена к лику святых как равноапостольная.

Рерих Святая Ольга
Николай Рерих, эскиз росписи «Святая Ольга»

В память о деяниях Великой русской княгини Ольги в начале XIX века была возведена каменная часовня на левом берегу реки Великой. В 1920-е гг. часовня была закрыта, а в 1960-е гг. снесена. В мае 1991 года при псковском музее заповеднике было организовано псковское общество, деятельность которых направлена на возрождение русских святынь на родине княгини Ольги. По инициативе общества в том же году на месте разрушенной часовни был установлен памятный крест, повторяющий по силуэту деревянный крест из Троицкого собора (так называемый Ольгин крест). В 1992 году набережной реки Великой возвращено имя Святой Ольги. 24 июля 2000 года Ольгинская часовня была открыта на берегу реки Великой, на новом месте с прекрасным видом на Псковский Кремль.

Княгиня Ольга продолжала управлять государством и во время правления ее сына Святослава, который был князем-воином, большую часть жизни провел в походах, продолжая дальнейшее расширение Руси. Историки назвали его Александром Македонским Восточной Европы. Он всегда заранее объявлял о своем нападении на другие народы. Святослав погиб как воин в неравном бою с печенегами. После его смерти начались междоусобицы. Старшие сыновья Святослава, посаженные отцом на разные земли, стремились отделиться от Киева и стать самостоятельными правителями. Младшему сыну Владимиру пришлось бежать к варягам, где он провел более двух лет. После чего вернулся в Новгород с отрядом. Собрав там большую рать, двинулся на юг, к Киеву, повторяя путь Вещего Олега.

С 980 года князь Владимир становится единственным правителем Руси. Он не был воинственным князем. Главной чертой его деятельности являлась защита русской земли от степных варваров. Для их отражения была создана целая оборонительная система, состоявшая из городов-крепостей, построенных на границах государства. Самым главным в этой оборонительной системе было привлечение сюда смелых и сильных воинов, в основном, с Севера. Здесь формировались русские богатыри, защитники народа, обладавшие огромной силой.

В это время формируются былины про русских богатырей, которые служат князю Владимира, берущиеся за оружие только тогда, когда другого выхода нет. Богатырский фриз, созданный Рерихом в 1910 году, целиком посвящен этим легендарным народным героям. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, один из двух наиболее знаменитых богатырей. Он пахал такой сохой, которую не могла вытянуть из земли вся дружина. Микула же брал ее одной рукой и кидал за ракитов куст. Именно хлебопашца в былинах возвели в самого старшего и сильного богатыря.

Рерих Микула Селянинович
Николай Рерих «Микула Селянинович»

Другой богатырь, Святогор, тоже необыкновенный силач.

Святогор Рерих
Николай Рерих «Святогор»

У Миколы Селяниновича было три дочери-богатырши, младшую из которых звали Настасья Микулична. Именно в образе Настасьи Микуличны Николай Рерих позднее изобразит всю мощь России Азиатской.

Рерих Настасья Микулична
Николай Рерих «Настасья Микулична»

Среди младших богатырей наиболее знаменит был Илья Муромец.

Рерих Илья Муромец
Николай Рерих «Илья Муромец»

На картине «Соловей разбойник» художник отобразил кульминационный момент борьбы Или Муромца с разбойником.

Рерих Соловей разбойник
Николай Рерих «Соловей разбойник»

Постоянные победы над врагами вселили самоуверенность в богатырей. Они стали похваляться. В наказание за самохвальство им были посланы небесные воины, которых становилось все больше. Испугались богатыри, побежали и замерли, окаменели. К этой былине прибегал Рерих не единожды. Картину «Богатыри проснулись» Рерих посвятил великому народу русскому. Верил народ, что не перевелись богатыри на Руси, что проснутся они в час сужденный, выйдут из гор, из пещер и приложатся к строению народному.

Богатыри проснулись Рерих
Николай Рерих «Богатыри проснулись»

Правление Владимира связано с таким важным событием, как принятие Русью христианства. Он вздумал завоевать веру христианскую. Известно, что в 988 году Владимир, собрав многочисленное войско, выступил на судах на Корсунь (древне-русское название Херсонеса до XV века). Корсунь находился на территории современного Севастополя. Это был центр византийских владений в Крыму. Там находилась самостоятельная метрополия во главе с митрополитом. Здесь, согласно летописи, в I веке проповедовал Андрей Первозданный — первый, кого Христос избрал своим учеником. Николай Рерих говорит о посещении Андреем Первозданным и Киева. На картине Николая Константиновича «Поход Владимира на Корсунь» отображен исторический момент — шествие могущественной эскадры военных кораблей. Впереди носовой части ладьи выделяется фигура князя в красной одежде. Эскадра изображена на фоне красных столпов, по преданию, появившихся на небе и предвещающих победу Владимира. Согласно византийским и арабским летописям, взятие Херсонеса совпало с появлением на небе огненных столпов, предвещавших падение Херсонеса и с появлением кометы, которую можно было наблюдать в течение двадцати дней. После этого последовало большое землетрясение в Константинополе. И рухнул величественный свод храма Софии, что по мнению византийцев, было недобрым знаком. После длительной осады город был взят.

Рерих Поход Владимира на Корсунь
Николай Рерих «Поход Владимира на Корсунь»

Владимир отправил гонца в Византию с требованием отдать ему в жены царевну Анну. В противном случае грозится взять царь-град. Условия диктовал победитель, который хотел закрепить мир, женившись на византийской царевне. Единственным условием византийских императоров было принятие Владимиром христианства. Князь согласился. Князь Владимир принял крещение, отдал город, взял иконы и вернулся на родину, где началось крещение народа. Вернувшись Владимир начал строить храмы, все началось с храма Святого Василия. Начали строительство главного храма Руси — собора Пресвятой Богородицы, на содержание которого Владимир выделил десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стали называть Десятинная.

схема Древнего Киева

В 1240 году при нашествии Батыя Десятинная церковь была разрушена. С трудом христианство вводилось в Новгороде и других землях. Крещение шло по Руси с мечом и огнем. Лишь через несколько веков христианство взяло верх над язычеством, которое до конца так и не сдалось. На Руси наступило двоеверие, необычное сочетание христианства и язычества. Это явилось отличительной чертой русского государства. Князь Владимир решается распространить христианство через распространение книжного учения. По приказу Владимира, детей из богатых семей отправили учиться в храмы. Только так их можно было сделать твердыми христианами. Матери плакали по ним, как по мертвым, не зная, для чего это делается. Через двадцать лет выросло поколение людей, по уровню своих понятий далеко шагнувших вперед и ставших основателями христианского общества на Руси. В результате сложилось могучее славянское государство. Владимир — первый русский образованный князь. В былинах Владимира называли Ясным Солнышком.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]