Индия в творчестве Рериха

Рерих. Майтрейя

I ЧАСТЬ

Буддизм, оказавший огромное влияние на страны Центральной Азии, представлял для Николая Константиновича особый интерес. Учение Будды распространялось с севера Индии на юг страны. Через Бирму проникло в Индокитай, Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Тайланд. Через Непал в Тибет, Монголию, Китай, Карею, Японию. В XVII и XIII вв. буддизм пришел в Бурятию и Туру. Культура Индии развивалась в течение нескольких тысячелетий. Ранние произведения искусства не сохранились. Яркие представления об искусстве древней Индии дают памятники периода династии Маурья (III — I век до н.э.). Правители начали объединение страны, изгнавшей греков, господствовавших на севере Индии, после похода Александра Македонского. Завершение объединения пришлось на время правления Ашока Маурья (правитель провинции Маурья), распространившего свою власть на огромную империю, начиная от Кабула и Непала на Севере, и включая весь Индостан до широты Мадраса.

Император Ашока сыграл важную роль в установлении буддизма. Годы его правления считают Золотым Веком в истории буддизма, когда он становится господствующей религией в Индии. По его велению стали возводится сооружения буддийского культа: ступы, колонны и пещерные храмы. Колонны ставились на местах, связанных с деятельностью Будды и на путях паломников к буддийским святыням. На мощных колоннах, достигавших 15-ти метров в высоту и 50-ти тонн веса, высекались эдикты Ашоки. Завершались они капителями необычайной красоты. Наиболее известная с тремя львами в Сарнатхе. Ее изображение является сегодня гербом Индии.

Капитель в Сарнатхе
капитель с тремя львами в Сарнатхе
герб Индии
герб Индии

Из двадцати колонн времен Ашоки сохранилось только десять. Большая часть Сарнатха, памятного места, где Будда начал свою проповедь, еще лежит под буграми не раскопанная.

Сохранились ступы, которые являлись священными объектами храмов, в которых хранились реликвии Будды. Первоначально ступа имела вид полусферы, что соответствовало представлению древних о небосводе. Позднейшие ступы стали башнеобразными. Интересным памятником буддийского зодчества являются и пещеры, высекавшиеся в скалах.

Рерих. Скалы с буддийскими пещерами
Николай Рерих «Скалы с буддийскими пещерами», 1927-28 гг.

Вначале буддизм не знал монастырей. Лишь позже монахи, из-за проливных тропических дождей вынужденные искать крова, начали искать в пещерах укрытия, которые впоследствии стали монастырями. От времен Ашоки сохранилось 8 пещерных храмов, расположенных в районах Гайи. Все они очень отличаются от позднейших сооружений небольшими размерами и простотой отделки. Пещера представляет собой прямоугольный зал, отделенный перегородкой от святилища круглой формы с полусферической ступой. Ступу окружает 12 колонн.

Сын царя Ашоки Махинда отправился проповедовать буддизм на Цейлон. В III веке до н.э. для Махинды и его сподвижников королем Цейлона был построен первый буддийский монастырь Михентале (что значит «гора Махинды»), расположенный в 11 км от древней столицы Шри-Ланки Анурадхапуры. Именно в этом месте появились на острове первые буддийские монахи, и местное население услышало слово Будды.

Рерих. Цейлон
Николай Рерих «Цейлон»

Чтобы увидеть множество сооружений, входящих в состав этого монастырского комплекса, среди которых Древнейшая Ступа с останками монаха Махинды, статуя Будды и ступа с действующим храмом, необходимо преодолеть 1840 ступеней.

Рерих во время своего путешествия посетил и пригород Канди, известный королевский ботанический сад Перадения. Бамбуки в этом саду 30-ти метровой высоты.

Рерих. Ашрам. Цейлон
Николай Рерих «Ашрам. Цейлон», 1931 год

Николай Рерих побывал и в средневековой столице Полоннаруве, о чем свидетельствует изображение Будды из знаменитого буддийского храма XII века, известного под названием Гал Вихара (каменный храм). Этот храм сочетал в себе черты разных школ северного и южного буддизма.

Рерих. Майтрейя
Николай Рерих «Майтрейя», 1933 год

В Анурадхапуре Рерих посетил монастырь Вессагири, который отобразил на картине «Ашарм».

Рерих. Ашрам
Николай Рерих «Ашарм», 1931 год

Точкой отсчета при посещение столицы Шри-Ланки стал храм Исурумуния.

Рерих. Ашарм. Исурумуния
Николай Рерих «Ашарм» (Исурумуния)

Николай Константинович побывал и на острове Ява в Индонезии. Храм на горе Борободур находится посреди острова среди непролазных джунглей, под толстым слоем вулканического пепла. Это чудо света долгое время оставалось вне человеческих глаз. Самый большой на планете буддийский храм строился 40 лет. Строительство его начал правитель династии Шайлендра в VIII веке. В X веке произошло извержение вулкана. В природном саркофаге храм простоял около восьми веков. Реставрация храма началась под эгидой ЮНЕСКО в 1973 году и длилась 11 лет.

Борободур храм
Борободур храм

Борободур по своему типу напоминает буддийскую ступу. Особую роль играет многоступенчатое основание квадратной формы, воспроизводящую буддийскую модель мира — мандалу. Пирамидальный храм имеет 10 ярусов. Здесь находится 504 статуи будды. Его стены украшают 1460 рельефных изображений. Это напоминает грандиозную книгу буддизма той далекой эпохи. 6 нижних ярусов символизируют землю. Рельефы на стенах и балюстрадах изображают сцены из земной жизни Будды, а также жизненный путь Бодхисатв, ищущих просветления. На 3-х верхних круглых галереях, символизирующих духовный мир, располагаются 72 ступы, имеющие решетчатые стенки, за которыми скрыты статуи Будды.

статуи Будды
72 ступы с Буддами

В центре последнего яруса расположена главная ступа, символизирующая центр вселенной. К ней и стремятся паломники.

центр вселенной Боробудур
храм Борободур (центр вселенной)

Чтобы добраться до вершины надо пройти все ступени по круговой спирали протяженностью 5 км и познать все земные пути.

Семья Рерихов познакомилась с уникальным памятником Аджанты, созданном со II по VII вв. Он расположен в 350 км от Бомбея (ныне город Мумбаи). Подобные храмы создавались и раньше, но такого комплекса, где осуществился великий синтез архитектуры, скульптуры и живописи, еще не было. Это неповторимый, единственный в своем роде, памятник индийского классического искусства, Золотого Века Индии.

Живопись Аджанты уступает только фрескам Помпеи. Особое место в комплексе занимает стенопись, которая создавалась в период наивысшего расцвета монументального искусства Индии. Несмотря на то, что Аджанта территориально принадлежала империи Вакатака (Южная Индия), она испытывала влияние культуры великой династии Гуптов, объединившей Северную Индию. Имя этой династии и стало синонимом Золотого Века. Гупты дали Индии 5 выдающихся императоров, обладавших блестящими способностями и знаниями жизни.

Место, выбранное монахами для поселения, располагалось неподалеку от главного торгового пути с Севера на Юг. Аджанта была своеобразным монастырем-университетом, где жили и обучались монахи, и служило местом паломничества для буддистов многих стран.

Аджанта храм
Аджанта

В храме Аджанта 29 пещер, высеченных в скалах отвесного берега реки. Линия храмов и монастырей вытянулась по ущелью почти на 550 метров, охватывая полукольцом поворот реки. На фоне окружающей природы храм производит незабываемое впечатление.

Рерих. Аджанта
Николай Рерих «Аджанта», 1938 год

С угасанием буддизма в Индии монастырские поселения были заброшены. Только через 13 веков, в 1819 году, забытые пещерные храмы были случайно обнаружены. Сказочно богатый и разнообразный мир росписи Аджанты стал известен всему миру. Искусство Древней Индии в XX веке становится популярным в Европе.

Рерих. Девассари Абунту
Николай Рерих «Девассари Абунту с птицами», 1905 год (фрески Аджанты)
Рерих. Девассари Абунту превращается в камень
Николай Рерих «Девассари Абунту» (превращается в камень)

Высечь в скале 29 храмов Аджанты — это титаническая затея. Сделать из каждого нечто гармоничное, срезать колонны с росписью, своды со статуями — воистину чудо.

Рерих. 29 храмов Аджанты
29 пещер Аджанты

Из 29 пещер только 5 являются храмами. Храм Чатья: в противоположной от храма стене высечено святилище. Храм имеет вид вытянутого прямоугольника с закруглением напротив входа. Два ряда колонн делят зал на три части. Центральная с монолитной ступой. Две боковые части служат для церемониального обхода вокруг колонн и ступы. Остальные — монастырские помещения Вихара.

Каждая Вихара представляет собой квадратный зал, обнесенный верандой, в которую выходят монашеские кельи. Когда строительство пещеры завершалось, монахи приступали к росписи не только стен и потолков, но и колонн. Живопись сохранилась в 16-ти пещерах. Отмечается удивительный эффект свечения красок в темноте. Через некоторое время после того, как погаснет свет, выступают фигуры, напоминающие мраморные скульптуры. Палитра красок немногочисленна, но производит большое впечатление богатством их сочетаний.

Содержание росписи, не считая декоративного орнамента на потолках, представляет собой эпизоды из жизни Будды и прошлой жизни великого учителя. Художники в полном соответствии с учением буддизма показали, что земная жизнь — это путь достижения высшей жизни, и что Будда прошел все эти земные формы. Индийцы стремились передать божественную сущность мира в отличии от греков, которые изображали людей.

V-VI века — время распада империи Гуптов, условно считается концом периода индийской древности. С VI по VII век оформляется средневековое общество в раздробленных феодальных владениях. Вплоть до XVI века (до Акбара) на субконтиненте не существовало единого индийского государства. С VII века возродилась ведийско-брахманическая традиция в качестве явления — индуизм. Началось гонение на буддизм и его последователи стали переселяться в другие страны. В Индии никогда не было самостоятельного буддийского или индуистского искусства. Каноны были одни и те же. Различия были в персонажах, служивших объектами культового поклонения. Так в индуизме верховные божества олицетворяли космические принципы мироздания, что способствовало развитию большей отвлеченности и условности в трактовке образа. Буддизм же пропагандировал жизнь своего основателя, который считался исторической личностью. Изображение эпизодов его жизни отличается естественностью и конкретностью. В позднем буддизме появятся небесные Будды и Бодхисатвы, и их атрибуты размножатся. В период раннего средневековья образ Будды отличался большей простотой и человечностью по сравнению с божествами индуизма.

В VII и VIII веках пещерное строительство проходило под знаком прославления Богов индуизма. Крупнейшие пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанты далеко отошли от буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды.

Рерих. Эллора
Николай Рерих «Эллора»

В VII и VIII веках пещерное строительство проходило под знаком прославления Богов индуизма. Крупнейшие пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанты далеко отошли от буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Эллора расположена неподалеку от пещер Аджанты и тоже знаменита своими пещерами. Они создавались с V по VIII век.

карта достопримечательностей Индии
карта достопримечательностей Индии

Ранняя пещера Эллоры относится к буддийскому культу. Более поздняя к брахманизму. Высечены они в скальном хребте. Тянутся с севера на юг более, чем на полтора километра. Архитектура пещер интересна, нередко они украшены скульптурой.

Храм VIII века Кайласанатха (владыка Кайласа) в Эллоре посвящен Шиве. Он создан оригинальным образом. От склона горы отделили монолит, из которого рассекали все здания храма и скульптуры. Комплекс состоит из трех частей, соединенных между собой. На стенах храма многочисленные фигуры богов и фантастических существ. Основание святилища опоясано скульптурным фризом из вереницы слонов и львов. Их фигуры, выходящие из стены храма только передней частью, как-бы несут на себе небесную гору Кайласа, вершину мира, место обитания бога Шивы. Очертания храма были навеяны священными вершинами Кайласа, чтобы напоминать и вдохновлять тех, кто находится далеко от этих могущественных вершин, значивших там много для создателей храма.

Элефанта
Элефанта
Элефанта пещера

Другое скальное сооружение — храм пещерного типа на острове Элефанта, находящейся напротив Бомбейской гавани, знаменитый монолитным бюстом трехликого Шивы, высотой 5,5 метра. Необычайно величественный, он символизирует силы разрушения, созидания и покоя. Для шиваитов Шива заменил древнюю Троицу (Тримурти Брахманизма).

В XVI-XVII вв. наступил новый этап в развитии индийской скульптуры. Он связан с объединением Индии великими моголами. Создателем династии стал Эмир Фиргане, Бабур, потомок Чингиз Хана и Тимура. Создателем великой империи стал внук Бабура Акбар, объединивший Северную и Центральную Индию в единое государство.

Акбар привлек к себе на службу талантливых зодчих и художников не только Индии, но и других стран. Возникла новая школа архитектуры и миниатюрной живописи, называемая могольской.

Индия скульптура XVII века

Многим постройкам времен Акбара, в отличие от строгих форм предыдущего периода, свойственны богатое разнообразие и яркая декоративность, близкие к традициям двора Радшпутов.

дворец Акбара
дворец Акбара

Наиболее полное представление о зодчестве времен Акбара дает его резиденция в Фатехпур-Сикри (город победы), расположенном в сорока километрах от Агры, столицы Индии. Фатехпур-Сикри — фантастически прекрасный город с садами и дворцовыми постройками из красного песчаника был возведен за очень короткий срок (5 лет).

Фатехпур-Сикри
город в Индии Фатехпур-Сикри

В его архитектуре сочетались древние и новые традиции. Город стал символом власти и силы Акбара. В покоях супруги великого Акбара еще различимы следы стенописи. Многие возвышения мысли протекали под этим кровом. Сокровищница внешне безмолвная, но духовно красноречивая, оставлена грядущим поколениям. Акбар и его супруга мыслили широко. Недаром около них выросло множество легенд, предположений и увлекательных сказаний.

покои супруги Акбара
покои супруги Акбара

В течение шестнадцати лет город восхищал гостей всего света. Вскоре начались проблемы с водой. Жители навсегда покинули дворец. Сегодня Фатехпур-Сикри — опустевший город призрак. Все остатки строительства Акбара имеют налет какой-то грусти. Здесь великий объединитель страны хранил свои лучшие мечты, непонятые современниками. В Фатехпур-Сикри он беседовал со своим мудрым Бирбалом и с немногими, понявшими его уровень. Здесь он строил храм Единого знания. Здесь он терял не многих друзей своих и предчувствовал, как не сохранится созданное им благополучие государства. Акбар знал, как будет расхищено достояние, данное им народу.

Акбар литография
Акбар, литография

В XX веке дворцовые и храмовые сооружения Индии уже знаменуют отход от монументального стиля времен Акбара. Излюбленным материалом становится белый мрамор, из которого построен самый значительный памятник Агры — мавзолей XVII века Тадж Махал, созданный шахом-Джаханом для своей жены Мумтаз Махал. Для отделки мавзолея камни везли отовсюду. Лазурит с Цейлона, хризолит из Египта, бирюзу из Тибета, малахит с Урала. Мавзолей представляет собой в плане квадрат со срезанными углами. Все его четыре фасада с огромными стрельчатыми арками в порталах одинаковы. Высота сооружения 57 метров, из них 24 метра приходится на купол, что придает зданию особую стройность и невесомость. Мавзолей, отражающийся в зеркале центрального водоема, прекрасно сочетается с минаретами и парком. В лучах солнца или луны полированный мрамор создает своеобразный эффект: неоднородные оттенки плит сливаются в сплошное сияние.

При посещении древнего города Бенареса в Арнасе, места паломничества индусов и буддистов, известного древнеиндийскими храмами, художник создает картину Бенерес.

Рерих Бенарес
Николай Рерих «Бенарес»

Рерихи познакомились с одним из интереснейших городов Индии — Джайпуром — столицей штата Раджастан, территорию которого раджпуты контролировали более 1000 лет. Рерих отметил в Джайпуре сказочную астрологическую обсерваторию и характерные особенности индо-мусульманского города.

штат Раджастан
Джайпур

Здесь находится самая большая из пяти обсерваторий, расположенных в пяти разных городах Индии. В обсерватории хранятся инструменты, представляющие собой вершину средневекового астрономического искусства. Символ Джайпура — Хавамахал (дворец ветров) — пятиэтажное здание из розового камня, украшенное колоннами и балконами. Фасад дворца по форме напоминает медовые соты.

хава махал
Хава-Махал

И тут же рядом фантастичный и романтичный обломок старой Раджпутаны — Амбер, где с балконов принцессы смотрели на турнир искателей их сердец, где каждые ворота, каждая дверка поражает сочетаниями красоты.

Эдвин Лорд Уикс
Эдвин лорд Уикс «Прибытие принца Гумберта-раджи во дворец Амбер», 1888 год

Крепость Амбер находится в 11-ти километрах от Джайпура. Это была древняя столица раджпутов. Невероятно красивый комплекс дворцов, залов, павильонов, садов и храмов, создававшийся на протяжении двух столетий.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]