Индия Кашмир

Рерих Весь хребет

III ЧАСТЬ

«Сердце Азии является как бы и сердцем мира. Ибо откуда же шли все учения и вся мыслительная мудрость». Николай Константинович Рерих.

В марте 1925 года экспедиция Николая Константиновича Рериха покинула княжество Сикким, а с ним и восточные Гималаи. Путь ее лежал в срединную Азию, где предстояло прикоснуться к таинственной колыбели человечества. Рерих был первым, кто громогласно заговорил об Азии прекрасным языком высокого искусства. Восток прошел тяжелый путь национального порабощения. Когда только духовные силы поддерживали достоинство его народов.

По железной дороге путешественники направились на северо-запад Индии, штат Кашмир. Все прошло по Кашмиру, утверждал Рерих.

карта Кашмира
карта Кашмира

Здесь древние пути Азии, и каждый караван мелькает как звено сочетаний великого тела востока. Национальная история Кашмира начинается с 3 века до н.э., когда индийской империей правил царь Ашока. Столицей одной из четырех главных провинций страны (северо-западной), ныне Кашмир, была Таксила, представлявшая собой крупный торговый и культурный центр. Она являлась воротами в Индию.

Таксила Реконструкция
Таксила. Реконструкция

Этот город возник в V веке до н.э. во время бурного развития торговли Индии с Персией, Ираном, и играл очень важную роль во взаимоотношениях между этими странами. Таксила упоминается еще в Ригведе, древнейшем памятнике индийской литературы. Считается, что именно в Таксиле, на одном из великих праздников, был впервые исполнен народный эпос Индии. Таксила располагалась на пересечении трех древнейших караванных путей Азии, один из которых великий шелковый путь соединял римский восток с Китаем.

Развалины древней Таксилы, таящие в себе отпечатки разных времен и культур, находятся в 35 км. к северо-западу от пограничного города Ровалпинди, в котором остановилась экспедиция Рерихов, прибыв сюда поездом из Сиккима.

Индийский поход Александра Македонского был последним в серии его военных операций. Александр занял знаменитую Таксилу — культурный и экономический центр всей северо-западной Индии, где была организована база для дальнейших действий. Греческая армия встретила упорное сопротивление ряда племен Индии. В некоторых городах вспыхивали восстания. Росло антимакедонское движение. Нарастало и недовольство греческих солдат. Хотя полководец мечтал о завоевании всей Азии, он вынужден был повернуть обратно. Поход Александра явился мощным толчком к распространению эллинской культуры по всему среднему востоку. От этого столкновения двух культурных миров родился тот своеобразный, красочный и многообразный, религиозный и культурный синкретизм, который оплодотворил творчество народов древнего Востока и эллинистического запада, отголоски которого дошли до далекого Китая вместе с буддийским учением. Можно проследить влияние индийской культуры на эллинский мир. Главным образом, на античную философию, и далее на христианский мир. Кришнаизм и буддизм оказали влияние на раннее христианство. Гаутама будда оказался даже в числе христианских святых под именем Святого Иосафата.

Предполагал Александр и массовое переселение из Азии в Европу, из Европы в Азию в целях создания единства населения империи. Причем оказывал широкое покровительство смешанным бракам. Однако ранняя смерть Александра помешала осуществлению всех этих мер. Вскоре династия Маурьев объединила всю Индию в единое государство, просуществовавшее с 3 по 1 век до н.э. Ко времени Ашоки Маурьи относится древня ступа в Таксиле — Дхармараджика. Ее диметр 35 метров. Она находится в полутора километрах от древнего города, который с VI по II вв. до н.э. располагался на холме Пхирмаунт.

ступа Дхармараджика
ступа Дхармараджика

После распада империи Маурьев на смену ей приходят греческие цари из Бактрии, вторгшиеся в северо-западную Индию. Успехи их были значительнее, чем у Александра Великого, хотя продолжались они недолго. В течение столетия Таксила застраивалась на новом месте, в районе холма Сиркап. Многие ступы были декорированы в стиле греческого искусства, что подтверждает тесную связь двух культур. Нашествие скифских племен из средней Азии положило конец греческим владениям на севере Индии. Около 75 года до н.э. скифский царь Мога завоевал Таксилу. Скифы не были разрушителями, они восприняли греко-римскую культуру и занесли в Индию мотив двуглавого орла. Позже, при археологических раскопках в Таксиле были обнаружены ступы с изображением двуглавого орла. Вскоре скифы оказались под властью парфян, древних иранцев. В начале I века н.э. парфянский царь Гондофар объединяет скифские владения северной Индии и восточного Ирана в одно обширное царство. Согласно христианским сказаниями, при его дворе принял мученичество Святой Фома, апостол Индии, проповедовавший среди парфян. Тогда же, как отмечают историки, Таксилу посетил Аполлоний Тианский, новопифагорийский философ. Путь его лежал в Гималаи, в общину мудрецов, как повествуется в криптограммах востока. Приемники Гондофара не сумели сохранить мощь государства. Они участвовали в постоянных междоусобицах, ослабляя друг друга. К середине I века им на смену приходит Кушанская династия с кочевым народом из средней Азии. Создание могущественной Кушанской империи, охватившей части северной Индии и дальние караванные пути центральной Азии облегчило обмен культурными ценностями. Именно в Кушанскую эпоху буддизм прочно укрепился в центральной Азии, к западу и востоку от разделительной линии. Памир Тянь-Шань. Санскрит стал языком культуры в центральной Азии и ускорил формирование и развитие местных литературных языков, на которые была переведена значительная часть буддийского канона. В Кушанскую эпоху произошло и разделение буддизма на махаяну и хинаяну. Но это разделение не означало раскола.

Королевско Кушан достигает культурного расцвета при правлении короля династии Канишки, приверженца буддийской веры, зашедшего на престол в 144 году. С историей Канишки связывают буддийской собор в Кашмире.

На северо-западе от Индии находился большой монастырь. Возведение его началось во II веке нашей эры. К V веку он превратился в сложный комплекс жилых помещений с несколькими внутренними дворами. С северной стороны возвышалась мощная сторожевая башня. В монастыре могло проживать одновременно до 1000 монахов.

монастырь Кашмир

Были и другие монастыри, меньшие по размерам, но все они походили на крепости и строились преимущественно в трудно доступных местах. В трудах путешественников того времени Таксила упоминается как большой университетский центр, в котором обучались и преподавали выдающиеся буддийские мыслители. Здесь сложилась новая художественная школа. Кушанская империя одна из величайших (может сравнится с Римской и Китайской империей). В конце V века империя погибает под ударами гунов, кочевых племен, населявших центральную и среднюю Азию.

Сделав передышку в отеле Нидалу, Николай Рерих и его экспедиция занялись формированием каравана перед тем, как отправиться в Ладак и пустыни Туркестана.

Столицу Кашмира основал в 3 веке до н.э. сын Ашоки Джанака, исповедовавший буддизм. В 1585 году Кашмир был завоеван императором Акбаром и стал его летней резиденцией. Это было идеальное по климатическим условиям место, находившееся недалеко от Агры и Дели. Здесь проходили древние торговые пути на Памир, в Тибет, Китай, Персию и Среднюю Азию. В Шринагаре Акбар начал строительство великолепных дворцов с садами, с обязательными прямоугольными ступенчатыми террасами, сохранившимися до сегодняшнего дня, по которым вода течет каскадами.

Из буддийских памятников почти ничто не сохранилось в Кашмире.

  • История праздника Новый год

    История праздника Новый год

    Вы откроете для себя маленькие секреты: откуда появился дед Мороз, что является знаком невероятной удачи, как трактуются различные новогодние символы... [...]