По прошествии трех лет с момента принятия христианства Киевом произошло крещение Новгорода в 991 году. Трудно и медленно шел процесс принятия христианства, выживания из сознания людей языческого верования. Со временем православная вера была принята славянами и вепсами. Но еще многие века новая христианская вера проявлялась двояко, о чем свидетельствуют лешие, ведьмы, колдуны и другая нечистая сила, закоренившаяся в сознании. Измелись и традиции погребения успопших. Люди перестали сжигать умерших, начали сооружать курганы, куда укладывали трупы. В XII веке на смену курганам пришли жальники, куда производили захоронения по обряду трупоположения (до XV века). Множество каменных крестов свидетельствует о их принадлежности к христианской вере (деревянные кресты не сохранились).
Первое появление славян в Бокситогорском крае относится к VI-VII веку, когда земля освободилась от последнего валдайского оледенения*. Второй поток славянских переселенцев относится к IX-X вв. Следующий массовый поток переселенцев из Новгорода в Тихвинский край происходил в XII-XIII века. В древние времена земли Бокситогорского края населяли финно-угорские племена. Славяне дали им название “чудь*”. Это название имеет отголосок в наименовании некоторых здешних местностей – Чудская, Чурилова гора. Более тысячи лет славяне новгородские и ильменские начали переселение на бокситогорские земли. Они пришли сюда язычниками, как и проживавшее здесь население. Обрусение южных групп чуди произошло в XIII-XV вв.
Боги, которым поклонялись славянские предки:
Перун – бог грома и молний. Деревянный идол в центре святилища – традиционная языческая площадка поклонения. Подобная площадка находилась у реки Колпи в урочище Перунь (одна из первых освоенных славянами местностей в X веке).
Велес – бог леса, скота, богатства, торговли и мира мертвых. В Ладоге в святилище Велеса (в Велеше) почитался более как покровитель торговли.
Радогость (или Сварожичь) – бог земного и небесного огня. В районе Бокситогорского края, в границах озера Березорадинского (Спировского) существовал погост “Березуе в Радуницах”. Название указывает на местность – Радуницы. Радуница – языческий праздник весны (отмечается в первое воскресенье после пасхи). Праздник сохранился по сей день и в наши времена называется “пасха мертвых”.
Основным видом деятельности местных племен было землепашество (распространенные сельскохозяйственные культуры края — горох, овес, ячмень, капуста, репа, рожь), рыбная ловля, охота, бортничество (сбор меда диких пчел), обработка железа, гончарное дело, выделка кож и меха, обработка дерева, бересты, кости. Центром ремесленного производства и торговли — Ладога.